Войти
Windows. Программы. Железо. Интернет. Безопасность. Мой компьютер
  • Как узнать, какая звуковая карта стоит на компьютере
  • Как восстановить сим карту МТС
  • Конструктор Arduino: новый взгляд сквозь SparkFun Pro Micro Arduino pro micro как работает
  • Ожидания и реалии в CRM-проектах Безапелляционный detail php id
  • Как узнать IMEI (серийный номер) iPhone?
  • Оптимизация OS X для продления жизни SSD
  • Социальные группы план по обществознанию. Социальные группы. Признаки социальной общности

    Социальные группы план по обществознанию. Социальные группы. Признаки социальной общности

    Маргиналы — это индивиды, утратившие свой прежний социальный статус, исключённые из системы привычных социальных связей, находящиеся на границах социальных слоёв и структур, не сумевшие быстро адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой они формально существуют.

    Тенденции в развитии современного российского общества:

    1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;
    2) массовые миграции населения из провинции в мегаполисы;
    3) медленный, но постепенный рост представителей среднего класса.
    4) основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному уровню, являются размер богатства либо принадлежность к властным структурам.
    Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

    Признаки социальной общности:

    • сходство условий жизнедеятельности;
    • общность потребностей;
    • наличие совместной деятельности;
    • формирование собственной культуры;
    • социальная идентификация членов общности.

    Классификация социальных общностей:

    - по количественному составу: малые группы, народные массы;
    - по продолжительности существования: кратковременные (например, пассажиры автобуса, зрители в кинозале) и долговременные (например, этносы);
    - по степени связи между индивидами (устойчивые объединения, аморфные случайные образования - квази-группы: очередь, толпа, аудитория телезрителей, болельщики футбольных команд).

    Виды социальных общностей:

    • классовые общности и слои;
    • исторические формы общности;
    • социально-демографические общности;
    • корпоративные общности;
    • этнические и территориальные общности;
    • общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.

    Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
    Социальные группы и социальные общности образуют социальную структуру общества.
    Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.
    Квазигруппа — малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типа- ми взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Бывает следующих видов:
    - аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, телезрители канала НТВ);
    - фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
    - толпа — временное собрание людей, объединённых каким- либо интересом или общей идеей.

    Основные свойства квазигрупп:

    - анонимность;
    - внушаемость;
    - социальная заражаемость;
    - бессознательность.

    Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (лечебные, учебные, социальные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения) и спроектированных и учреждённых с определёнными целями; располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
    Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая по возрастному критерию (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностям социального поведения и определённым социально- психологическим качествам.
    Молодость — это период профессионального самоопределения, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

    Особенности социального положения молодёжи:

    - переходность положения;
    - высокий уровень мобильности;
    - освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
    - активный поиск своего места в жизни;
    - благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;
    - неустойчивость психики, подверженность влиянию, внутренняя противоречивость;
    - низкий уровень толерантности;
    - стремление проявить свою индивидуальность, что способствует возникновению молодёжной субкультуры и неформальных групп.
    Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы. Стадиями развития этнических общностей являются род, племя, народность и нация.
    Нация — это исторически высшая стадия развития или форма этноса, характеризующаяся компактностью проживания, единством экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального самосознания.
    Национальное самосознание — совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов - членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей.

    Факторы образования и развития нации:

    - общность экономической жизни, развитие общенационального рынка создаёт прочную базу для её единства;
    - наличие государства;
    - единство территории;
    - общность природно-климатических и геополитических условий существования.
    В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе Российской Федерации насчитывается более 100 этносов, в том числе около 30 наций.

    Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий.
    В зависимости от причин и характера происхождения межнациональные конфликты бывают:
    . социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, монополия представителей одного из этносов в сферах или отраслях хозяйства);
    . культурно-языковыми (связаны с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и прав национальных меньшинств);

    1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:
    1. Молодёжь как социологическое понятие.
    2. Особенности социального положения молодёжи:
    а) переходность положения;
    б) высокий уровень мобильности;
    в) освоение новых социальных ролей;
    г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
    3. Социально-психологические качества молодёжи:
    а) неустойчивость психики;
    б) внутренняя противоречивость;
    в) низкий уровень толерантности;
    г) стремление отличаться от остальных;
    д) специфическая молодёжная субкультура;
    4. Типы самодеятельности молодёжи.
    5. Неформальные молодёжные группы.

    2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:
    Один и вариантов плана раскрытия данной темы:
    1.Понятие социального контроля:
    а) в широком смысле слова;
    б) в узком смысле слова.
    2. Элементы социального контроля:
    а) нормы;
    б) санкции.
    3. Формы социального контроля:
    а) внутренний;
    б) внешний.
    4. Методы социального контроля.

    3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:
    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Понятие свободы, её сущность.
    2. Социальные условия реализации свободы личностью:
    а) уровень развития общества;
    б) социальные нормы;
    в) место человека в обществе;
    г) формы общественной деятельности;
    д) социализация.
    3. Понятие ответственности.
    4. Виды ответственности:
    а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
    б) индивидуальная, групповая, коллективная.
    5. Социальная ответственность.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

    1) По­ня­тие семьи.

    2) Функ­ции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) хозяйственная;

    в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

    4) Виды семей:

    в) многодетная, бездетная.

    5) Ре­сур­сы семьи:

    а) экономические;

    б) ин­фор­ма­ци­он­ные;

    в) трудовые и др.

    8) Государство и семья.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    1. Понятие «Социализация»

    2. Основные этапы социализации:

    а) первичная;

    б) вторичная.

    3. Функции социализации:

    а) Освоение системы знаний о мире, человеке и обществе;

    б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;

    в) усвоение практических навыков и умений.

    4. Факторы (агенты) социализации:

    б) образование;

    в) группа друзей (сверстников);

    г) СМИ и т.д.

    5. Десоциализация и ресоциализация индивида.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

    Наличие любых двух из 2-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    При анализе ответа учитываются:

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы.

    1) Понятие нация:

    а) как этническая группа;

    б) как общегражданская общность.

    2) Признаки этноса:

    а) наличие территории проживания;

    б) общность языка, традиций, обычаев;

    в) общность исторического и социокультурного опыта;

    г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.

    3) Разновидности этнических групп:

    а) род и племя;

    б) народность;

    4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:

    а) межнациональная интеграция;

    б) межнациональная дифференциация.

    5) Демократические принципы межнациональных отношений:

    а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;

    б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;

    в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;

    г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;

    д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.

    6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

    Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

    Наличие любых двух из 1, 2, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    При анализе ответа учитывается:

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1. Понятие семьи.

    2. Функции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) хозяйственная;

    в) социализации и др.

    3. Права и обязанности членов семьи.

    4. Признаки семьи как социального института:

    а) наличие норм и санкций, регламентирующих отношения в рамках института семьи;

    б) специфическая статусно-ролевая система (супруги, родители и дети и т.д.);

    в) удовлетворение социально-значимых потребностей и т.д.

    5. Ресурсы семьи:

    а) экономические;

    б) информационные;

    в) трудовые и др.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

    Наличие любых двух из 2, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    1) По­ня­тие семьи.

    2) Функ­ции семьи:

    а) репродуктивная;

    б) хозяйственная;

    в) со­ци­а­ли­за­ции и др.

    3) Права и обя­зан­но­сти чле­нов семьи.

    4) Виды семей:

    а) патриархальная, демократическая;

    б) многопоколенная, нуклеарная;

    в) многодетная, бездетная.

    5) Ре­сур­сы семьи:

    а) экономические;

    б) ин­фор­ма­ци­он­ные;

    в) трудовые и др.

    6) Признаки семьи как малой группы:

    а) кровно-родственная и (или) супружеская связь членов семьи;

    б) совместное ведение хозяйства, быта;

    в) взаимная поддержка, забота членов семьи и т.д.

    7) Изменения в обществе и современная семья:

    а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;

    б) от многопоколенной семьи к нуклеарной;

    в) сокращение количества детей, рост числа неполных семей и т.д.

    Возможны дру­гое количество и(или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

    Наличие любых двух из 2, 4, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу


    Пройти тестирование по этим заданиям

    Молодежь – это социально‑демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет 7), особенностей социального положения и определенных социально‑психологических качеств.

    Молодость – это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.

    Молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

    Особенности социального положения молодежи

    – Переходность положения.

    – Высокий уровень мобильности.

    – Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

    – Активный поиск своего места в жизни.

    – Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

    Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально‑психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

    Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы , которые характеризуются следующими признаками:

    – возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;

    – самоорганизация и независимость от официальных структур;

    – обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки);

    – относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

    – выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

    – атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

    В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

    Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

    Образец задания

    A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

    А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

    Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    Ответ: 3.

    Тема 13. Этнические общности

    Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе Российской Федерации в настоящее время более ста этносов, в том числе около 30 наций.

    Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

    Существуют различные подходы к пониманию сущности этносов.

    Виды этнических общностей

    Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) 9 .

    Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.

    Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.

    Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.

    В социологии широко используется понятие этнические меньшинства , которое включает в себя не просто количественные данные.

    Черты этнического меньшинства следующие:

    – его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из‑за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп;

    – его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»;

    – оно обычно в какой‑то степени физически и социально изолировано от остального общества.

    Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории , поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от гр. diaspora – рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.

    Другое важное условие формирования этноса – общность языка . Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.

    Более устойчивый признак этнической общности – единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения , а также связанные с ними социально‑психологические характеристики сознания и поведения людей .

    Интегративным показателем сложившейся социально‑этнической общности выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

    Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т. е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

    Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.

    Отметим две стороны национальных интересов:

    – необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития;

    – необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур.

    Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации‑государства.

    Производным от понятия «нация» является термин национальность, который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой‑либо этнической группе.

    Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, своя культура, традиции, обычаи.

    Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства . Часть ученых полагает, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию‑государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.

    Образец задания

    B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Понятия „__________" (1) и „этнос“ сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин „этнос“ (что точнее). Существуют три типа этноса. Для __________(2) главное основание объединения людей в одну __________(3) – кровно‑родственные связи и общее ___________(4). С возникновением государств появляются __________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно‑культурными отношениями территориально‑соседского типа. В период буржуазных общественно‑экономических отношений формируются __________(6) – этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического, территориально‑политического характера и имеющих, по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое чувство судьбы"».

    Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) происхождение

    В) общность

    Е) народность

    Ж) национальность

    И) диаспора

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    Ответ: ДБВАЕГ.

    Урок разработан с использованием технологии прогнозируемых результатов обучения В.В. Лебедева, в представленном материале показана работа учащихся с большим объемом информации и преобразование его в схему, удобную для запоминания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45

    Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе

    (базовый уровень)

    СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

    Цель урока:

    1. Образовательная : сформировать понятие «социальное взаимодействие», «социальная общность», показать их место в организации общественных отношений, выявить ведущие признаки понятия «социальная группа», определить его сходные и отличительные черты с другими родственными понятиями, конкретизировать их соответсвующими примерами.
    2. Развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать ряд обществоведческих терминов с выделением лишних или обобщающих терминов, проводить сравнение, определять фактические и оценочные суждения, умение вычленять из большого объема текста необходимую информацию.
    3. Воспитывающая : способствовать развитию навыка устанавливать правильный контекст тех или иных социальных явлений и давать им мировоззренческую оценку.

    Этапы урока:

    №№

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Актуализация знаний

    Фронтаьный опрос:

    1. что такое общество?
    2. Какие сферы общества вам известны?
    3. Охарактреизуйте социальную сферу жизни общества, каковы ее главные элементы
    4. Какие социальные связи вам известны.

    Ответы на поставленные вопросы

    Обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;

    Совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;

    Продукт совместной жизнедеятельности людей;

    Человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;

    Форму и способ совместной жизнедеятельности людей

    Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую. Социальную и духовную.

    Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий.

    Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут носить причинно-следственный или функциональный характер, служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными.

    Объяснение нового материала

    Учащимся предлагается ознакомиться с отрывком из Универсального справочника по обществознанию, посвященным классификации социальных групп и составить карту урока, в которой наглядно отразились бы основные признаки изучаемого понятия.

    Учащимся напоминаются основные принципы составления карты урока:

    Определение наиболее общего термина темы

    Уточнение структурных элементов или частных случаев, раскрывающих тему

    Выявление характерных признаков отдельных элементов

    Приведение конкретных примеров

    Через 15-20 минут – осуществляется фронтальная проверка правильности выполнения задания

    Составление карты урока (см. приложение)

    Устный рассказ по основным пунктам составления карты урока

    Закрепление материала

    Решение заданий в формате ЕГЭ; при работе с заданиями можно пользоваться составленной учащимися картой урока

    Примеры заданий части А, В и С приведены ниже

    Этап самоконтроля и разбора заданий

    Часть А сдается на проверку учителю, часть В и С проверяется в классе при фронтальном обсуждении

    Участвуют в обсуждении уместности приводимых примеров части С, еще раз разбирается вопрос о фактических и оценочных суждениях

    Домашнее задание

    Написание мини-рассуждения на тему «Какая социальная группа оказывает наибольшее влияние на формирование личности человека?»

    В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2011 года проверке подлежат следующие понятия:

    3.2. Социальные группы

    3.3 Молодежь как социальная группа

    3.4 Этнические общности

    Виды заданий:

    Часть А

    1. На основании пола и возраста в обществе определяются группы

    2. Какие из групп образованы по конфессиональному признаку?

    3. Социологи опросили группу женщин в возрасте от 35 до 45 лет, с высшим образованием, средним доходом, проживающих в крупных городах об их предпочтениях в организации летнего отдыха. Данная группа опрошенных выступила для исследователей в качестве

    4. К историческим разновидностям этнических общностей относят

    5. Один из признаков этнической группы -

    6. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

    А. Малыми социальными группами являются семья, школьный коллектив, компания друзей.

    Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.

    7. Рассмотрите диаграмму «Жизненные устремления людей», составленную на основании проведенного социологической службой опроса среди респондентов трех возрастных групп: молодежи от 20 до 30 лет, людей среднего возраста от 30 до 40 лет, и людей зрелого возраста от 40 до 50 лет.

    Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

    8.Для молодежи, как особой социальной группы, характерно

    9.Людей, занимающих неустойчивое, промежуточное положение в обществе, называют

    Часть В

    1. Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «малые группы».

    Школьный класс, семья, туристическая группа, футбольная команда, народность, клуб по интересам, артель старателей.

    Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

    2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. (2) Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков индивидов. (3) К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимодействие, наличие общей цели и деятельности, устойчивость состава. (4) Главное же в малой группе, по всей видимости, это сила, с которой группа действует на своего члена.

    Определите, какие положения текста носят

    А) фактический характер,

    Б) характер оценочных суждений.

    Запишите получившуюся последовательность букв.

    Часть С

    1. Приведите три любые особенности молодежи как социальной группы, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером .

    Ответы:

    Часть А

    Часть В

    1. Народность
    1. АААБ

    Часть С

    В ответе должны присутствовать элементы:

    Приведены три о собенности молодежи и иллюстрирующие их примеры:

    1) способность к усвоению нового (например, молодой человек лучше ориентируется в компьютерных технологиях, чем старшее поколение);

    2) более высокий уровень социальной мобильности (например, молодому человеку проще сменить работу, получить новую профессию, квалификацию);

    3) мессианский комплекс (например, молодой человек стремиться к преобразованию мира по своим предпочтениям).

    Могут быть приведены другие особенности и другие примеры.

    Приведены три особенности и иллюстрирующие их примеры.

    Приведены две особенности и иллюстрирующие их примеры

    Приведен одна особенность и иллюстрирующий их пример

    Приведен одна особенность без примера ИЛИ один пример

    Ответ неправильный.

    (Кишенкова О.В. Тематические тесты по курсу «Обществознание».10-11 классы.Подготовка к ЕГЭ. М., 2011)

    Текст для анализа:

    Социальные группы, их классификация

    Вся история жизни людей - это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы.

    Наиболее общим понятием является социальная общность - совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом.

    В современной социологии выделяется несколько типов общностей.

    Прежде всего, номинальные общности - совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут быть объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой.

    Массовые общности - это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа . Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой - все остальные.

    По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия.

    Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях.

    Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги.

    Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель - мерой оратора».

    Социальные круги - общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция - обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг.

    Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп.

    Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа.

    Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы:

    Устойчивость состава;

    Продолжительность существования;

    Определенность состава и границ;

    Общая система ценностей и норм;

    Осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом;

    Добровольный характер объединения (для малых групп);

    Объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп).

    В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные , у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия).

    Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы:

    Виды социальных групп

    Основания
    классификации групп

    Тип группы

    Примеры

    По количеству участников

    малые

    средние

    большие

    семья, группа друзей, спортивная команда, совет директоров фирмы

    трудовой коллектив, жители микрорайона, выпускники университета

    этносы, конфессии, программисты

    По характеру отношений и связей

    формальные

    неформальные

    политическая партия, трудовой коллектив

    посетители кафе

    По месту жительства

    поселенческие

    горожане, селяне, жители столичного мегаполиса, провинциалы

    В зависимости от пола и возраста

    демографические

    мужчины, женщины, дети, старики, молодежь

    По этнической принадлежности

    этнические (этносоциальные)

    русские, белорусы, украинцы, вепсы, марийцы

    По уровню дохода

    социально-экономические

    богатые (люди с высоким уровнем дохода), бедные (люди с низким уровнем дохода), средние слои (люди со средним уровнем дохода)

    По характеру и роду занятий

    профессиональные

    программисты, операторы, учителя, предприниматели, адвокаты, токари

    Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее.

    Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство - принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отноше ниям.

    Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников - поиск добычи; коллекционеров - стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии - переживания по поводу прочитанного; меломанов - впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих - в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования.

    Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп - люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы - банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины - тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь.

    В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества - огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост - одна из основных задач государственной политики.

    (Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010. – с. 213-215)

    Какие навыки и умения закреплены в ходе урока

    В соответствии с кодификатором ЕГЭ по обществознанию 2011 года закреплению во время урока подлежат следующие умения и навыки:

    2.2 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

    2.5 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

    3.4 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

    Из опыта проведения урока

    При составлении карты урока наибольшие затруднения возникли при определении наиболее общего термина в предлагаемом к анализу тексте. Таким является понятие «социальная общность», но с учетом заявленной темы урока у ряда учащихся наблюдается тенденция посчитать за таковой термин «социальная группа». При рассмотрении классификаций социальных групп, не все могут отвлечься от перечня таблицы и обратить внимание на наличие пояснений в тексте после нее, выделить маргинальные группы. Однако практически всем (90% учащихся) удалось справиться с этой формой работы.

    Рассмотрение вопросов части А практически не вызывает затруднений у школьников, так же как и у части В. Анализ проведенных работ показал 100% выполнение тестовых заданий с выбором 1 правильного ответа из 4-х, и 90% выполнение заданий части В. Задание части С вызвало некоторое затруднение. Типичной ошибкой было непонимание необходимости выписывать к особенностям молодежи, как социальной группы, конкретные примеры; то, что характерная черта не является примером и не может заменить его. Так же были проблемы с подбором характерных черт и примеров. Следует отметить, что задания части А были подобраны специально с учетом задания С и содержали явные ответы и подсказки, это позволит в дальнейшем рассмотреть тему, посвященную молодежи, с опорой на задания части С. Процент справившихся с этой работой – 75%.

    При обсуждении выполненных заданий затрагивались вопросы, требовавшие мировоззренческой оценки, в том числе связанные с современной структурой общества в РФ и маргинальными слоями населения.

    Список литературы:

    1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2010.
    2. Бахмутова Л.С. Обществознание. 11 класс. Часть 2. Современное общество. – М.: ВЛАДОС, 2004.
    3. Кишенкова О.В., Семке Н.Н. Обществознание. Универсальный справочник. – М.:ЭКСМО, 2010.
    4. Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2010. – М.: Экзамен, 2010
    5. Лазебникова А.Ю., Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая, Е.С. Королькова. Обществознание. Типовые тестовые задания. ЕГЭ-2011. – М.: Экзамен, 2011
    6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С., Брандт М.Ю. Обществознание. Вступительные испытания. – М.:Экзамен, 2010
    7. Обществознание. (под ред. Марченко М.Н.). – М.:Зерцало, 2008.
    8. Обществознание. Практикум. 11 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: Просвещение, 2008.
    9. Обществознание. Решение сложных задач. Отличник ЕГЭ. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
    10. Рутковская Е.Л., Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М.: Русское слово, 2009.
    11. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс. - М.: ВАКО, 2010