Войти
Windows. Программы. Железо. Интернет. Безопасность. Мой компьютер
  • Е майл почта. Моя почта. Платный или бесплатный е-мэйл
  • Лучшие программы для поиска дубликатов (одинаковых) файлов
  • Ошибка загрузки метаданных
  • Недавно кто-то пытался войти в Ваш аккаунт Google Почему приходят оповещения что вк выполнен вход
  • Внешний вид и технологические особенности
  • Прошивка huawei g510 0200 скачать и установить
  • Нвидиа гтх 650. Подробные характеристики. Результаты тестов в играх

    Нвидиа гтх 650. Подробные характеристики. Результаты тестов в играх

    Видеокарты стоимостью $100–150 традиционно пользуются максимальной популярностью. Устройства, попадающие в данную ценовую категорию, зачастую являются лучшим выбором для игровых систем начального уровня. Приемлемая производительность, хорошая энергоэффективность и разумная цена – именно эти качества особенно ценят любители поиграть, которые не готовы тратить большие деньги на свои увлечения. Совсем недавно компания NVIDIA расширила свой ассортимент недорогих графических решений, представив GeForce GTX 650 . Посмотрим, на что способна новинка с рекомендованной ценой в $109.

    В своей презентации новой модели в линейке дискретных адаптеров, основанных на современных GPU с архитектурой Kepler, компания NVIDIA делает акцент на том, что за последние несколько лет значительно возросла популярность устройств отображения с разрешением Full HD. Согласно статистике самого популярного сервиса цифровой дистрибуции игр Steam, в начале 2008 года мониторы с разрешением 1920×1080 использовали порядка 1% пользователей, тогда как экраны с 1280×1024 были примерно у 40% любителей поиграть.

    За прошедшее время ситуация изменилась кардинальным образом – дисплеи с Full HD с долей в 30% являются наиболее популярными устройствами отображения, и их доля продолжает уверенно увеличиваться, тогда как 17/19-дюймовые мониторы с классическим соотношением сторон 5:4 еще остаются примерно у 11% пользователей. С увеличением разрешения требования к производительности видеокарт возрастают. Давайте посмотрим, что предлагает NVIDIA для пользователей, которые обзавелись монитором c разрешением Full HD, не хотят пропускать новые игры с DirectX 11, но не готовы тратить на покупку видеокарты значительно более $100.

    GeForce GTX 650

    Представленной модели в новой линейке адаптеров NVIDIA отведена особая роль. Это массовый продукт, который будет производиться большими тиражами. В подобном случае для разработчика очень важно, чтобы устройство было технологично и имело минимальную себестоимость производства.

    Новинка основана на графическом процессоре GK107, точно таком же, что и у GeForce GT 640 – самом доступном на данный момент решении с GPU на архитектуре Kepler. Это достаточно компактный кристалл площадью 118 мм², который вмещает 1,3 млрд. транзисторов и выпускается по 28-нанометровой технологии. Чтобы лучше понимать изначальные позиции конкурирующих устройств от AMD и NVIDIA, напомним, что чипы Cape Verde, лежащие в основе видеокарт Radeon HD 7750 и 7770, имеют площадь 123 мм² и содержат примерно 1,5 млрд. транзисторов. Как видим, размеры кристаллов в обоих случаях примерно идентичны. Учитывая то, что и для NVIDIA и для AMD производством графических процессоров занимается компания TSMC, можем предложить, что себестоимость изготовления чипов очень близка. Потому серьезного преимущества в ценовой войне не будет ни у одной из сторон – оба разработчика на данном этапе находятся в равных условиях.

    Возвращаясь к GK107, отметим, что данных чип содержит 384 вычислительных блока CUDA. Архитектурно ядро включает один кластер GPC (Graphics Processing Clusters), который имеет два мультипроцессорных модуля SMXs. Количество текстурных блоков – 32, ROPs – 16. Ядро имеет кеш-память L2 объемом 256 КБ.

    В случае с GeForce GTX 650 , графическое ядро изначально работает на высокой частоте – 1058 МГц. GK107 не поддерживает технологию GPU Boost. Это значит, что во время нагрузки чип функционирует на максимальной заданной частоте и не разгоняется динамически в зависимости от текущих условий. Считать ли этот факт недостатком или наоборот – достоинством, зависит от того, с какой точки зрения на это посмотреть. С одной стороны, пользователи, не слишком увлекающиеся разгоном, возможно не дополучат толику производительности, которую потенциально мог бы обеспечить GPU Boost, активированная в старших моделях Kepler, с другой – отсутствие такого механизма позволяет энтузиастам получить более прогнозируемую производительность, которая не будет зависеть от факторов, влияющих на диапазон авторазгона.

    Два 64-битовых контроллера памяти обеспечивают суммарно 128-битовую магистральную шину, что является вполне приемлемым вариантом для устройств такого класса. При этом в случае с GeForce GTX 650 используется скоростная GDDR5, которая работает на достаточно высокой частоте – 5000 МГц, благодаря чему пропускная способность составляет 80 ГБ/c. Напомним, что у решений AMD на чипах Cape Verde также применяется 128-битовая шина, при этом в штатном режиме память работает на 4500 МГц, обеспечивая пропускную способность на уровне 72 ГБ/c. Здесь решение от NVIDIA имеет небольшое преимущество. Видеокарты GeForce GTX 650 могут нести на борту 1 ГБ, либо 2 ГБ памяти. Учитывая позиционирование адаптера, в большинстве случаев мы увидим устройства с меньшим объемом, однако 2-гигабайтовые версии также наверняка появятся в продаже.

    Заявленный уровень энергопотребления – 64 Вт. Подобные нагрузки вполне допустимы для слота PCI Express x16, однако производитель все же счел необходимым добавить шестиконтактный разъем для подключения дополнительного питания на тот случай, если видеокарта будет работать не в штатном режиме. Рекомендованная мощность блока питания при сборке системы с GeForce GTX 650 – 400 Вт.

    NVIDIA разработала референсный дизайн для GeForce GTX 650. Видеокарта имеет очень компактную полнопрофильную плату длиной всего 145 мм. Силовая подсистема содержит трехфазную (2+1) схему стабилизатора. Обратим внимание на то, что на верхней кромке адаптера нет характерного коннектора для SLI-моста – данная модель не предполагает использования двух видеокарт в одной связке.

    Система охлаждения довольно простая. Компактный алюминиевый радиатор, визуально несколько напоминающий таковой для коробочной версии кулеров от процессоров Intel, только чуть большей высоты. Охладитель продувается осевым вентилятором. Очевидно, что от такой модели не стоит ожидать суперэффективности, однако даже этой конструкции наверняка будет достаточно для того, чтобы температура чипа не приблизилась к заявленному пороговому значению для GK107 в 98 градусов.

    На интерфейсной панели расположены три видеовыхода – пара DVI (DVI-I и DVI-D), а также mini-HDMI. GeForce GTX 650 позволяет подключить одновременно до трех устройств отображения. Крепежная планка адаптера однослотовая, однако с учетом габаритов радиатора, видеокарта также займет соседний нижний разъем.

    Наверняка мы увидим в продаже видеокарты на его основе референсного дизайна. И если с системой охлаждения наверняка многие производители будут экспериментировать, стараясь выделить свои продукты на фоне остальных, то печатные платы в большинстве случаев будут использоваться стандартные для этой модели. Ну, а производители, традиционно старающиеся удивить не только внешним видом новых адаптеров, и этот раз подумают над доработками печатной платы и улучшением элементной базы.

    MSI N650 PE 1GD5/OC

    Компания MSI представила сразу четыре модификации GeForce GTX 650, для которых используются оригинальные печатные платы и системы охлаждения. Рассматриваемая модель MSI N650 PE 1GD5/OC принадлежит линейке адаптеров Power Edition, обладающих усиленной элементной базой и возможностью управлять напряжениями питания основных узлов видеокарты (функция Triple Overvoltage).

    Модификация ОС с заводским тюнингом, имеет изначально увеличенную частоту GPU. Графический процессор работает на 1124 МГц (+6,2%), вместо 1058 МГц, тогда как 1 ГБ памяти GDDR5 функционируют на рекомендованных 5000 МГц.

    Для данной модели MSI использует печатную плату оригинального дизайна. Длина PCB увеличена до 225 мм, однако габариты здесь вторичны, основной особенностью является усиленный стабилизатор питания. В данном случае используется четырехфазная схема (3+1), вместо трехфазной.

    Производитель оснастил новинку на чипе GK107 трансформируемой системой охлаждения TransThermal . Мы уже ранее рассматривали видеокарту, имеющую .


    Данная СО позволяет при необходимости использовать дополнительный вентилятор, при этом можно установить его поверх основного (Double Airflow) или же сместить защитный пластиковый кожух с пропеллером и закрепить дополнительный рядом с ним (Dual Fan).

    Если говорить непосредственно о самом кулере, то это значительно более серьезная конструкция, чем в случае с референсной моделью. В данном случае используется довольно массивный радиаторный блок, выполненный из алюминия. Теплосъемник медный, при этом эффективности распределения тепла улучшена за счет S-образной тепловой трубки. Силовые сборки и пара микросхем памяти контактируют с радиатором через термопрокладки. В штатном режиме конструкция продувается 90-миллиметровым вентилятором, лопасти которого выполнены по технологии Propeller Blade.

    На верхней панели видеокарты размещен четырехконтактный разъем для подключения второго вентилятора. Рассматривая ранее с кулером TransThermal, одним из основных нареканий было подключение вентилятора с помощью двухконтактного разъема. При этом он имел постоянную скорость вращения, которая никак не зависела от оборотов основного вентилятора и не поддавалась регулировке. В случае с GeForce GTX 650 производитель модернизировал схемотехнику. Дополнительный вентилятор теперь подключается с помощью четырехконтактного разъема, а его обороты хотя и не мониторятся (возможно эта опция будет доступна в последующих версиях утилиты MSI Afterburner), но синхронно изменяются вместе с оборотами основного.

    Разъем для подключения дополнительного питания расположен в торце платы. Учитывая увеличенную тактовую частоту GPU, а также модернизированную силовую подсистему, тепловой пакет видеокарты от MSI увеличен с 64 Вт до 70 Вт.

    На интерфейсной панели, как и в случае с рефересной моделью, расположена пара DVI, а также один разъем mini-HDMI. Однако, в отличие от стокового адаптера, крепежная пластина здесь двухслотовая, и половину ее площади занимает вентиляционная решетка с логотипом компании.



    В комплект поставки видеокарты входит руководство пользователя, небольшие буклеты с нюансами установки видеокарты и особенностями настройки и использования системы охлаждения TransThermal. Также в коробке имеются диск с драйверами и утилитами, переходник с molex на шестиконтактный коннектор для подключения дополнительного питания, переходник DVI-VGA, а также с mini-HDMI на полноформатный разъем. Кроме того, в поставку включен дополнительный 90-миллиметровый вентилятор осевого типа и винты для его крепления.

    В работе

    На открытом стенде (~ 25C) графический чип прогрелся до 29 градусов. Вентилятор при этом вращался со скоростью ~ 1100 об/мин, в таком режиме его работа практически не слышна. Игровые баталии увеличили температуру GPU до 49 градусов, а скорость вращения вентилятора – до ~1600 об/мин. При этом уровень издаваемого шума СО оставался на очень низком уровне. FurMark удалось прогреть чип до 56 С, и повысить обороты до 1800 об/мин.

    Именно в подобных условиях мы проверили, каким образом повлияет на эффективность охлаждения установка дополнительного вентилятора. В режиме Double Airflow, когда второй пропеллер был закреплен поверх основного, в автоматическом режиме работы температура снизилась на 2 градуса – до 54С, однако обороты вентиляторов минимально возросли (макс. 1920 об/мин). После создания конфигурации Dual Fan, максимальный нагрев снизился еще на один градус – до 53 С, при этом скорость вращения вентиляторов снизилась до 1680 об/мин. На наш взгляд, именно последний вариант предпочтительнее, так как в этом случае эффективнее обдуваются силовые элементы. Однако стоит учесть, что при смещении защитного кожуха для установки второго вентилятора, несколько увеличивается общая длина видеокарты.

    Стоит ли дополнительно улучшать температурный режим, учитывая очень невысокий нагрев чипа даже с одним штатным вентилятором? Производитель дает такую возможность, а уж использовать ее или нет, каждый решит для себя сам.

    Разгон

    Во время экспериментов с разгонным потенциалом видеокарты, удалось добиться стабильной работы GPU на 1244 МГц (+17,6% к референсному значению), тогда как память стабильно работала 5850 МГц (+17%). На момент тестирования еще была недоступна версия MSI Afterberner, позволяющая увеличить параметр Power Limit, потому полученные значения тактовых частот для чипа/памяти скорее можно считать «пристрелочными». После увеличения допустимой мощности наверняка GK107 покорится планка в 1300 МГц, однако, это скорее символичный предел, не способный кардинально повлиять на итоговое быстродействие.

    Производительность

    Для оценки производительности GeForce GTX 650 мы подобрали «рецензентов» схожей ценовой категории. Прежде всего, интересно был оценить возможность новинки NVIDIA в сравнении с таковыми для игровых видеокарт начального уровня от AMD на чипах Cape Verde – Radeon HD 7750 и HD 7770. Кроме того, любопытно было сравнить GTX 650 с предшественником на чипе GF116 – GeForce GTX 550 Ti.








    Как видно на диаграммах, в большинстве случаев GeForce GTX 650 оказывается в тесных объятиях решений от AMD – сверху новинку зажимает Radeon HD 7770, снизу – HD 7750. В штатном режиме по производительности она оказывается ближе к младшему решению на Cape Verde, тогда как после разгона близка к HD 7770. В ряде случаев дополнительное форсирование позволяет даже опередить последнюю, причем, что любопытно, такую ситуацию можно наблюдать в играх, где традиционно сильны позиции решений от AMD – Metro 2033 и Aliens vs. Predator. Если говорить о сравнении с GeForce GTX 550 Ti, то очевидно, что заслуженному ветерану подросла достойная смена. GeForce GTX 650 зачастую имеет 5–10%-ное преимущество, за исключением Dirt 3, где наблюдается паритет, а также Mafia II, которой новичку удалось опередить GTX 550 Ti только после разгона.

    А вот в чем новинка на GK107 значительно опережает предшественника, так это в уровне энергопотребления. Разница разительна. При заявленных TDP в 64 Вт и 116 Вт для GTX 650 и GTX 550 Ti эта разница примерно сохраняется и на практике во время замера энергопотребления всей системы под игровой нагрузкой. Когда показатели отличаются не на проценты, а практически в разы, это всегда впечатляет.

    Итог

    GeForce GTX 650 – прогрессивное экономичное решение с хорошим уровнем производительности. Наконец-то решения на Kepler пришли в сегмент доступных видеокарт, которые можно без каких-либо скидок отнести именно к разряду игровых. Ранее представленная модель – GeForce GT 640 – на наш взгляд, больше подходит для мультимедийных систем.

    Успешный старт нового решения на GK107 во многом будет зависеть от розничной стоимости видеокарт. В данной ценовой категории $10–20 могут играть решающую роль при выборе конкретного устройства. При минимальном отличии розничной цены от рекомендованной, GeForce GTX 650 станет очень интересным вариантом для игровой платформы начального уровня, тогда как завышенная стоимость на старте продаж может существенно снизить интерес к данным решениям. GeForce GTX 650 попадает в ценовой сегмент с очень высокой конкуренцией. С одной стороны это присутствующие на рынке в достаточных количествах GeForce GTX 550 Ti стоимостью от $110, с другой – уже успевшие подешеветь Radeon HD 7750, цена которых опустилась до $100–110. Еще более грозные соперники в лице моделей Radeon HD 7770, предлагающихся за $120–135.

    В целом, GeForce GTX 650 вполне заслуживает отдельного внимания при выборе недорогой видеокарты для игр, однако определяющим фактором ее успеха на рынке будет именно конечная стоимость устройств.

    Видеокарта MSI N650 PE 1GD5/OC предоставлена для тестирования представительством компании MSI, ua.msi.com

    Конфигурация тестового стенда

    Процессор Intel Core i7-3770K @ 4,5 ГГц Intel, www.intel.ua
    Кулер Thermalright Archon Rev.A «1-Инком», www.1-incom.com.ua
    Материнская плата MSI Z77A-GD65 (Intel Z77 Express) MSI, ua.msi.com
    Оперативная память Team Xtreem TXD38192M2133HC9KDC-L (2×4 ГБ DDR3-2133) DC-Link, www.dclink.com.ua
    Накопитель Intel SSD 520 (SSDSC2CW240A3, 240 ГБ) Intel, www.intel.ua
    Блок питания Thermaltake Toughpower Grand TPG-1200M (1200 Вт) Thermaltake, www.thermaltakeusa.com

    Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы хотим Вам рассказать про очень хороший, но в тоже время бюджетный вариант видеокарты GeForce GTX 650. Эта видеокарта завоевала доверия пользователей, практически, в первые же день выхода на рынок. Малогабаритная, в сравнении с другими потребляет не очень много электроэнергии, но в тоже время производительная. По отзывам покупателей много современных игр (Crysis 3, BattleField 3 и другие) идут на высоких настройках. Давайте подробнее разберем характеристики видеокарты.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДЕОКАРТЫ GeForce GTX 650

    Теперь давайте отдельно пройдемся по некоторым пунктам.

    Объем памяти составляет 1 ГБ, что, по сегодняшним меркам, уже не так уж и много, однако довольно высокая частота работы памяти и графического ядра GPU обеспечивает быструю обработку поступившей на вход информации. Ко всему этому преимуществом данной видеокарты можно считать тип памяти GDDR-5, которая построена на на последней технологии пятого поколения: транзисторы в графических чипах расположены по 20 нанометровой технологии, что обеспечивает высокую концентрацию вычислительной мощности на относительно малых площадях.

    Очень интересно то, что данная видеокарта не сильно греется не смотря на то, что требует достаточно мощного блока питания.

    К минусам данной видеокарты можно отнести разрядность шины памяти, которая составляет 128 бит. Много современных игр требуют для качественного отображения 256 бит. Скажу Вам сразу, что видеокарты с объемом выделенной памяти, например, 1 Гб и с разрядностью шины 128 и 256 бит существенно будут отличаться по цене.

    Подводя итоги, можно сказать, что GeForce GTX 650 хорошая видеокарта для игр по относительно низкой цене, которая на данный момент составляет около 5000 рублей.

    Авторы статьи: Гвинджилия Григорий и Пащенко Сергей
    Наименование HD 7750 GTX 650
    Кодовое имя Cape Verde Pro GK107
    Техпроцесс, нм 28 28
    Размер ядра/ядер, мм 2 123 118
    Количество транзисторов, млн 1500 1300
    Частота ядра, МГц 800 1058
    Число шейдеров (PS), шт. 512 384
    Число блоков растеризации (ROP), шт. 16 16
    Число текстурных блоков (TMU), шт. 32 32
    Максимальная скорость закраски, Гпикс/с 12.8 16.9
    Максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с 25.6 33.9
    Версия пиксельных/ вертексных шейдеров 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
    Тип памяти GDDR5 GDDR5
    Эффективная частота памяти, МГц 4500 5000
    Объём памяти, Мбайт 1024 1024
    Шина памяти, бит 128 128
    Пропускная способность памяти, Гбайт/с 72 80
    Потребляемая мощность (2D/3D), Вт 3 / 55 нд / 64
    Crossfire/Sli да нет
    Рекомендованная цена, $ 110 120

    Тестовый стенд

    • Материнская плата: MSI Z77A-GD65 (Intel Z77, LGA 1155);
    • Процессор: Intel Core i7-3770К 4700 МГц (100 МГц х 47, 1.35 В);
    • Система охлаждения: система водяного охлаждения;
    • Термоинтерфейс: Arctic Cooling МХ-2;
    • Оперативная память: Corsair DDR3 1600 МГц, 4 модуля x 4 Гбайта, (7-8-7-20-1T, 1.65 В);
    • Жесткий диск: Corsair Force GT, 128 Гбайт;
    • Блок питания: Enermax REVOMAX 1250 Ватт;
    • Аудиокарта: ASUS Xonar HDAV 1.3;
    • Операционная система: Microsoft Windows 8 x64;
    • Версия драйверов: NVIDIA – 310.xx., AMD – 12.11 beta.

    Перечень используемых контрольно-измерительных приборов и инструментов

    • Шумомер: Center 320;
    • Мультиметр: Fluke 289;
    • Тарификатор электроэнергии: E305EMG;
    • Микрофон: Philips SBC ME570.

    Уровень потребляемого электричества

    В тесте принимают участие видеокарты, выполненные на основе эталонного дизайна. Измерения осуществляются в программе Unigine Heaven Benchmark v2.5 с максимальными настройками качества и в разрешении 2560х1440. Фиксируется наибольшее энергопотребление.

    Энергопотребление видеокарт*


    *

    На штатных частотах заявленные производителями цифры быстро расходятся с результатами. Вычтем из показаний потребление системы в тесте, а это примерно 90 Вт, и получится, что энергопотребление GTX 650 и HD 7750 одинаково! А должна быть разница, как минимум 10 Вт в пользу AMD.

    Энергопотребление видеокарт* с учетом разгона


    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    * Тестовый стенд целиком, без учета монитора.

    С учетом разгона и небольшого поднятия напряжения ситуация могла бы сильно измениться, но вольтмод позволяет задействовать весь потенциал графического ядра до срабатывания защиты по силе тока. И теперь HD 7750, работающая на частоте 1200 МГц, отыгрывает 10 Вт у GeForce GTX 650 на 1300 МГц. Проверим, как разница в 100 МГц повлияет на показатели быстродействия в играх.

    Инструментарий и методика тестирования

    В части игр, где это возможно, использовались встроенные средства измерения быстродействия:

    • 3Dmark 2011 – 1920x1080;
    • Unigine Heaven Benchmark v2.5;
    • Total War Shogun II;
    • Colin McRae Dirt III;
    • Batman: Arkham City;
    • F1 2011;
    • Hard Reset.

    Для нижеперечисленных игр производительность измерялась с помощью утилиты FRAPS v3.5.9:

    • Metro 2033;
    • Aliens vs Predator 3;
    • Battlefield III;
    • TESV Skyrim;
    • The Witcher 2;
    • Deus Ex - Human Revolution;
    • Sleeping Dogs;
    • Sniper Elite V2.

    VSync при проведении тестов был отключен. Во избежание ошибок в погрешности измерений все тесты производились по три раза. При вычислении среднего FPS за итоговый результат бралось среднеарифметическое значение результатов всех прохождений.

    Поскольку видеокарты с объемом памяти менее 2 Гбайт накладывают ограничение на максимальное разрешение, то тестирование проводилось только в самом популярном разрешении 1920х1080. Но не ждите поблажек, уровень качества в играх оставлен на прежнем уровне, на таком же, как и у старших решений. Говоря проще, я предлагаю провести измерения в Full HD, а затем на основе полученных результатов делать собственные выводы. В любом случае, вы всегда можете снизить качество графики и получить адекватную прибавку в скорости.

    Результаты тестов

    В таблице и графиках используются сокращенные названия моделей видеокарт (к примеру, NVIDIA GeForce GTX 680 -> GTX 680, AMD Radeon HD 7970 -> HD 7970, CrossFire X AMD Radeon HD 7770 –> HD 7770x2, и так далее).

    Название Номинальные частоты
    GPU/Mem, МГц
    Разгон
    GPU/Mem, МГц
    GTX 680 1000/1500 1250/1800
    GTX 660 Ti 915/1500 1250/1650
    GTX 660 980/1500 1150/1675
    GTX 650 Ti 933/1350 1200/1650
    GTX 650 1058/1250 1300/1600
    HD 7970 GHz 1050/1500
    HD 7970 925/1375 1200/1700
    HD 7870 1000/1200 1200/1400
    HD 7850 860/1200 1200/1400
    HD 7770 1000/1125 1200/1300
    HD 7750 800/1125 1150/1300

    За начальную точку отсчета взята производительность NVIDIA GeForce GTX 650.

    реклама

    3DMark 2011

    Настройки:

    • Профиль Extreme;
    • DirectX 11;
    • Разрешение: 1920х1080;
    • Четыре графических теста;
    • Результаты: количество баллов GPU Score.

    GPU Score

    1920x1080

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    Модель Средние
    1920%
    GTX 680 336
    GTX 660 Ti 226
    GTX 660 181
    GTX 650 Ti 90
    GTX 650 0
    HD 7970 GHz 296
    HD 7970 254
    HD 7870 161
    HD 7850 107
    HD 7770 51
    HD 7750 8
    GTX 680 OC 405
    GTX 660 Ti OC 281
    GTX 660 OC 213
    GTX 650 Ti OC 132
    GTX 650 OC 23
    HD 7970 OC 351
    HD 7870 OC 200
    HD 7850 OC 168
    HD 7770 OC 75
    HD 7750 OC 20

    Unigine Heaven

    реклама

    Версия бенчмарка 2.5.
    Настройки:
    • DirectX 11;
    • Разрешение 1920х1080;
    • Стерео 3D – выключено;
    • Шейдеры (Shaders) – высоко (high);
    • Тесселяция (Tesselation) – нормальная (normal);
    • Анизотропная фильтрация (Anisotropy) – 16х;
    • Сглаживание (Anti-aliasing) – 8x.

    Кадры/сек

    Мин.|Средн.
    1920x1080

    Включите JavaScript, чтобы видеть графики

    02.10.2012

    Появления в продаже GeForce GTX 650 ожидали многие пользователи. Учитывая, что вся линейка GeForce 600 принесла заметный прирост производительности относительно предшественницы, от GTX 650 ожидали как минимум борьбы на равных с GeForce GTX 560. И это при той же цене, по которой до этого был доступен лишь GeForce GTX 550 Ti. Оправдала ли nVIDIA ожидания пользователей, мы и попробуем выяснить.

    Несмотря на то, что формально GeForce GTX 650 не является заменой GTX 550Ti, а находится на полступени ниже (заменой GTX 550 Ti станет еще не анонсированный GTX 650 Ti) в иерархии, ожидания потенциальных покупателей были весьма велики. Ведь префикс GTX говорит о том, что видеокарта все же игровая. Да и озвученная рекомендованная цена была очень завлекающей – всего 110 долларов, и ты обладатель новейшего решения, обладающего достаточной производительностью. Однако, в реальности все оказалось не столь хорошо.


    Еще на презентации стало ясно, что представленные одновременно GeForce GTX 650 и GTX 660 разделяет целая пропасть! Если последний был основан на новом графическом процессоре GK106, содержащем 960 CUDA-ядер, то младшая карта использовала давно знакомый по GeForce GT 640 чип GK107, в котором этих ядер всего 384 штуки! При этом сама nVIDIA не считает GT 640 игровым решением. Как же они умудрились сделать на том же чипе игровую видеокарту GeForce GTX 650? И получилось ли? Впрочем, давайте не будем забегать вперед и изучим техническую часть.


    Выполненный по нормам 28-нанометрового техпроцесса графический процессор nVIDIA GK107 семейства Kepler, который был представлен еще а середине апреля этого года, является фактически одной четвертой от старшего GK104, который используется в топовом GeForce GTX 680. Его характеристики достаточно скромны по сегодняшним меркам, когда потоковые процессоры принято считать тысячами, а блоки текстурирования сотнями. Впрочем, учитывая нацеленность данного решения на бюджетный сектор рынка, такие характеристики выглядят разумно.


    Чип площадью 118 кв. мм. содержащий 1.3 миллиарда транзисторов, располагает 384 CUDA-ядрами, 32 блоками текстурирования, и 16 блоками растеризации. Это основные характеристики графического процессора GeForce GTX 650, и, как это ни странно, GT 640. Отличий по количеству функциональных блоков между двумя этими картами нет. Единственное отличие в частоте графического процессора. Если GT 640 растактована на 900 мегагерцах, то GTX 650 функционирует уже на 1058. Разница, прямо скажем, не столь велика, чтобы быть критичной. Тем более, что большинство GT 640 с легкостью берут частоту GTX 650 в разгоне.


    Инженеры nVIDIA, конечно же, заранее знали, что по производительности графического процессора разница между GTX 650 и ее младшей сестрой будет мизерной, а потому подготовили хитрый ход. Чтобы сильнее “развести” карты по производительности, в GT 640 партнерам компании было предписано использовать только DDR3 память со скромной частотой 1782 мегагерца, в то время как GeForce GTX 650 использует быструю GDDR5-память с частотой 5000 мегагерц. При одинаковой 128-битной шине памяти, разница в пропускной способности подсистемы памяти оказалась огромной – 80 гигабайт в секунду против 28,5. Уже только благодаря этому GTX 650 будет иметь значительное преимущество над младшей картой. А вот до ближайшей старшей карты в семействе нашей сегодняшней подследственной очень далеко. Даже сравнивать не стоит.



    Теперь давайте изучим реальную видеокарту, которая попала к нам на тест. GeForce GTX 650 в исполнении Palit выглядит весьма скромно. В маленькой коробочке кроме собственной самой карты лежит лишь небольшая инструкция, и диск с драйверами и утилитами. Сама видеокарта также отличается наискромнейшими размерами – длина печатной платы составляет всего 14,5 сантиметров. По этому параметру она сравнима с GeForce GT 430 позапрошлого поколения. По разводке никаких отличий от эталонной платы nVIDIA нет, кроме замены второго DVI-выхода на аналоговый D-Sub. Заменен также кулер – на больший по размерам радиатора и диаметру вентилятора. Никаких тепловых трубок, естественно нет – с небольшим тепловыделением и такой простой кулер справляется отменно. В общем, все просто, дешево и сердито. Причем ключевое слово “дешево” нужно читать как “доступно”, ведь мы говорим о бюджетной плате – младшем игровом решении nVIDIA. Зато на фоне низкопрофильной референсной GT 640 GTX 650 смотрится весьма солидно.



    С чем же сравнивать новинку? В подборе конкурентов из стана AMD мы решили исходить из текущей цены. По этому показателю GeForce GTX 650 находится аккурат между Radeon HD 7750 и HD 7770. Сама nVIDIA позиционирует карту, как конкурента младшей версии, однако небольшая разница в розничной цене в нашей стране не позволяет противопоставлять их напрямую. А потому в тесте приняли участие обе карты. Кроме них в соперники GTX 650 мы взяли и GeForce GTX 550Ti, которая в данный момент стоит меньше чем новинка, и примерно столько же, сколько Radeon HD 7750.

    При этом, на фоне GTX 650, GeForce GTX 550Ti выглядит неплохо – он использует 192-битную шину памяти, и быструю GDDR5-память, что позволяет ему иметь на 20 процентов большую пропускную способность подсистемы памяти. Да и блоков растеризации у него больше всех – сразу 24 штуки, против 16 у GTX 650 и обоих Radeon. А вот CUDA-ядер заметно меньше – всего 192 против 384. В общем, сравнить будет интересно.


    Карты Radeon HD 7750 и HD 7770 по техническим характеристикам также выглядят достойными конкурентами GeForce GTX 650. Новая архитектура GCN, на которой они основаны, имеет достаточно высокую эффективность, к тому же количество потоковых процессоров у HD 7770 и HD 7750 больше чем у GTX 650. При этом младшая карта обладает тем же количеством блоков текстурирования, что и сегодняшний подследственный, а HD 7770 и вовсе рекордсмен данного теста по их количеству – сразу 40 штук.

    Что касается памяти, то здесь, как мы уже упомянули вне конкуренции решение nVIDIA прошлого поколения, а GeForce GTX 650, хоть и не намного, но опережает оба Radeon благодаря более высокой частоте памяти.

    По энергопотреблению решения нового поколения, благодаря более совершенному техпроцессу оказались гораздо приятнее, чем устаревший GeForce GTX 550Ti с его 116 ваттами. Вторым по прожорливости стал Radeon HD 7770, который способен потребить до 80 ватт. Еще более скромным аппетитом отличается GeForce GTX 650, который по заверениям nVIDIA довольствуется лишь 64 ваттами. Правда непонятно, зачем тогда на плате установлен разъем дополнительного питания, ведь эту мощность способен выдать слот PCI-Express? Ну а самым экономичным решением данного теста стал Radeon HD 7750, который обходится без коннектора дополнительного питания, и потребляет не более 55 ватт.

    Осталось добавить, что все тестируемые видеокарты оснащены одним гигабайтом локальной видеопамяти, и работают на номинальных частотах. Оба GeForce выпущены компанией Palit, а оба Radeon вышли из цехов Power Color.

    Пришло время тестов, благодаря которым мы постараемся выяснить какое место займет GeForce GTX 650 в иерархии видеокарт, и какие результаты он показывает при прямом сравнении с непосредственными конкурентами. Наша методика подразумевает тестирование видеокарт только в одном разрешении – 1920 на 1080, так как оно в последнее время стало де-факто стандартом среди компьютерных мониторов. Также мы всегда использует 16-кратную анизотропную фильтрацию. Тесты проводятся в двух режимах: легком, без сглаживания, и тяжелом, с использованием полноэкранного сглаживания MSAA. Настройки графики во всех тестах выставлены на максимум.

    В привычном синтетическом тесте результаты оказались достаточно интересными. GeForce GTX 650 превзошел GTX 550Ti на 14 с небольшим процентов. Неплохо., особенно учитывая, что Radeon HD 7750 уступил им обоим. Зато Radeon HD 7770 оказался самым быстрым! Он опередил GTX 650 чуть больше чем на 10 процентов, и это притом что 3DMark 11 всегда был благосклонен к архитектуре Kepler.

    Unigine Heaven

    В этом тесте результаты оказались еще интереснее! В режиме без сглаживания GeForce GTX 650 опередил Radeon HD 7750 и GeForce GTX 550Ti. Превосходство над ними составило чуть меньше 10. При этом Radeon HD 7770 оказался быстрее новинки почти на 20 процентов! После включения сглаживания позиции карт не изменились, а вот разрывы стали совсем другими. GeForce GTX 650 заметнее всех “просел” при использовании MSAA, благодаря чему к нему подтянулись Radeon HD 7770 и GeForce GTX 550Ti. Превосходство нового GeForce над старым составило 8 процентов, а над младшим Radeon и вовсе всего 5! Зато Radeon HD 7770 уверенно сохранил звание лидера – он превзошел GTX 650 на те же 20 процентов, что и в “легком” режиме.


    Metro 2033

    В тесте без использования сглаживания, результаты трех карт оказались очень близки – GeForce GTX 650, GTX 550Ti, и Radeon HD 7750 разделили лишь 0,67 кадра в секунду. В этой группе лидирует GTX 650. А Radeon HD 7770 выступает словно в другой лиге – он превзошел GTX 650 на 10.5 процентов. При активации сглаживания картина резко меняется. Разрыв между лидирующими Radeon HD 7770 и GeForce GTX 650 уменьшился до 6 процентов, при этом GTX 650 немного оторвался от HD 7750. А вот у GTX 550Ti форменный провал – он медленнее GTX 650 более чем на 25 процентов.


    В “легком” режиме GeForce GTX 650 слегка оправдался за предыдущие поражения, уступив Radeon HD 7770 всего 1 кадр в секунду. GTX 550Ti также проиграл совсем не много, отстав от GTX 650 лишь на 6 процентов. А вот Radeon HD 7750 выглядит совсем грустно. Но достаточно включить сглаживание, и оба Radeon приходят в себя. HD 7750 сравнивается с GTX 550Ti и всего пару кадров уступает GTX 650. А HD 7770 возвращает себе уверенное лидерство, опережая GTX 650 на 16 процентов.


    Battlefield 3

    В Battlefield 3 в режиме без сглаживания картина схожая с тем, что мы наблюдали в предыдущих тестах. GeForce GTX 650 вновь уступает Radeon HD 7770. На этот раз разница между ними составляет почти 13 процентов. При этом отрыв GTX 650 от GTX 550Ti практически неуловим. Radeon HD 7750, в свою очередь, вновь заметно уступил паре GeForce. Активация сглаживания не приносит заметного изменения позиций. Разве что стоит отметить, что разрыв между GTX 650 и HD 7770 уменьшился до 5 процентов.


    Crysis 2

    В обоих режимах вновь доминирует Radeon HD 7770. Его преимущество над GTX 650 составляет почти 20 в режиме без сглаживания, и 17 процентов при активированном 4xMSAA. Radeon HD 7750 на этот раз опередил GeForce GTX 550Ti, и оба они не смогли дотянуться до GTX 650. Хотя разрыв между тремя этими картами и не очень велик.


    DiRT Showdown

    Ни для кого не секрет, что эта игра, в противоположность 3DMark 11, отдает большее предпочтение видеокартам от AMD. Поэтому шокирующий, почти двукратный разрыв между Radeon HD 7770 и GeForce GTX 650, не должен удивлять. Да и то что Radeon HD 7750 впервые опередил сразу оба GeForce также можно объяснить теми же причинами. Но как объяснить тот факт, что GeForce GTX 650 уступил GTX 550Ti, да к тому же не чуть-чуть, а солидные 16 процентов в режиме без сглаживания, и 13.4 процента при активации 8xMSAA? Весьма странно…


    Как ни странно, но именно ArmA 2 оказалась единственной игрой, которая отдала первенство GeForce GTX 650! Правда, лишь в режиме без сглаживания, но зато преимущество GTX 650 над Radeon HD 7770 оказалось заметным – почти 16 процентов, а над GTX 550Ti, так и вовсе – 37,5 процентов. Radeon HD 7750 вновь оказался самым слабым решением. При включении сглаживания ситуация резко меняется – героически выигравший в тесте без AA GTX 650 резко “просел”, и сравнялся с GTX 550Ti, а Radeon HD 7770 наоборот – вышел в лидеры! Разница между GTX 650, GTX 550Ti, и HD 7770 совсем небольшая, всего 1 кадр. Но такое стремительное падение скорости обработки при включении сглаживания пугает. Ведь Radeon HD 7770 потерял лишь 35,7 процента, GTX 550Ti и вовсе лишь 23, а GTX 650 “упал” сразу на 69 процентов! Катастрофа!


    Вывод

    Ну что же, пора подводить итоги. И они отнюдь не порадуют тех, кто хотел купить GeForce GTX 650, в надежде получить отменную производительность по привлекательной цене. Если вы спросите почему, то ответ банален – при такой цене, какая сейчас установлена на GeForce GTX 650 в казахстанской рознице, данная видеокарта не обладает достаточной производительностью. Она просто не выдерживает конкуренции с Radeon HD 7770. Причем средний разрыв достаточно большой. Если бы не ArmA2, то новый GeForce ни разу не поднялся на первую строчку ни в одном из тестов.

    Даже в 3DMark, а это весьма показательно! При этом важно отметить, что GeForce GTX 650 в абсолютном большинстве тестов заметно превосходит Radeon HD 7750, но и стоит последний дешевле. В общем, новинка от nVIDIA заняла какое-то промежуточное положение между конкурирующими решениями, как по производительности, так и по цене. Поэтому советовать что же взять будет непросто. Зависеть все будет от цены. Если розничная цена на Radeon HD 7750 и GeForce GTX 650 сравняется, то сомнений нет – лучше брать GTX 650. Но если вдруг снизятся цены на Radeon, и HD 7770 будет стоить как GTX 650, то значительно разумнее будет взять карту на чипе AMD, которая демонстрирует заметно большую производительность. Хотя, даже при той разнице в цене, что имеется сейчас, Radeon HD 7770 выглядит более предпочтительно, нежели GTX 650.

    Почему четвертинка от флагмана? По числу потоковых процессоров и блоков текстурирования: у GTX 680 - 1536 и 128, а здесь у GTX 650 - 384 и 32. Правда, на этом «четвертование» заканчивается: шина обмена с памятью урезана не в 4, а в 2 раза, ровно так же уменьшено и количество блоков растеризации. Зато цена у GTX 650 должна быть, по идее, меньше, чем у GTX 680, раз этак в пять или шесть. Так что… Где в среднем - четвертинка:)

    Это означает, что компания Nvidia выпустила в свет новый продукт бюджетного уровня ценой около 100 долларов (разумеется, в начале продаж цены будут выше), нацеленный на конкуренцию с Radeon HD 7750, а также восполняющий пробел в этом сегменте, где когда-то давно был GTS 450, а из пятой серии так ничего и не появилось. Ожидаем, что GTX 650 должен догнать GTX 550 Ti по производительности, будучи на 1 ступень ниже последнего по нишевому распределению.

    Часть 1: Теория и архитектура

    Продолжаем рассматривать осенние новинки Nvidia. Компания уже выпустила несколько моделей видеокарт новой линейки Geforce GTX 600 на чипах GK106 и GK107, которые мы рассматривали ранее, но некоторые ниши ещё оставались незаполненными до недавнего времени. Например, между Geforce GT 640 и Geforce GTX 650 Ti оставалось некоторое пространство, которое было заполнено недавно анонсированной видеокартой модели Geforce GTX 650. Отсутствие суффикса «Ti» в её названии говорит о том, что новая плата медленнее модификации Geforce GTX 650 Ti, сделанной на базе чипа GK106, обзор которой вышел две недели назад , но быстрее, чем Geforce GT 640.

    Повторимся, 2012 год стал одним из наиболее удачных периодов для индустрии ПК игр за последнее время. В этом году вышло заметное количество популярных игр (Diablo III, Max Payne 3, GuildWars 2, Borderlands 2, World of Warcraft: Mists of Pandaria и др.), и в большинстве из них применяются DirectX 11 эффекты, в том числе тесселяция. Да и в целом ПК-версии многих игр визуально отличаются от консольных собратьев в лучшую сторону и привлекают пользователей к игре на персональных компьютерах.

    Мы уже писали о том, что новые модели Geforce GTX 660 и GTX 650 Ti являются очень хорошим вариантом апгрейда графической подсистемы для тех домашних пользователей, которые часто играют в игры, но что делать тем, для кого и эти $150-230 - это слишком много? Для них компания Nvidia выпустила осенью ещё одну видеокарту - Geforce GTX 650. Эта модель вполне подойдёт и для тех, кто планирует собрать мощный домашний кинотеатр на основе ПК. Впрочем, это относится и к апгрейду любой системы, ведь с обычными домашними и офисными задачами Geforce GTX 650 также отлично справляется, да ещё и может быть полезной игрокам в современные игры, не слишком требовательным к производительности GPU.

    Основанная на уже известном нам по мобильным решениям чипе GK107, модель Geforce GTX 650 принесла архитектуру Kepler в настольные решения начального уровня с ценой около $100. GTX 650 обеспечивает практически все возможности старших решений линейки Geforce GTX 600 в играх и вполне способна показать приемлемый уровень производительности даже в современных DirectX 11 играх в самом распространённом разрешении 1920×1080 при средних, а иногда и высоких настройках. Nvidia приводит сравнение с одной из предыдущих видеокарт данного ценового сегмента - и неудивительно, что Geforce GTX 650 оказывается до 8 раз быстрее древней модели Geforce 9500 GT:

    Хотя сравнение с Geforce 9500 GT весьма спорное, правильнее было бы сравнить новинку с моделями из семейства Fermi, но 9500 GT - это действительно одна из тех видеокарт, что ранее продавалась в этой нише. Прошло много времени, и неудивительно, что новинка в восемь раз быстрее этой изрядно устаревшей модели, которая просто «не тянет» разрешения уровня 1920×1080 и 1920×1200 даже при средних игровых настройках. Да и не было тогда такой цели, та же Geforce 9500 GT проектировалась с учётом разрешения 1280×1024, бывшего самым популярным много лет назад, в т. ч. и в 2008 году, когда она была анонсирована. С тех пор многое изменилось, и теперь даже в секторе low-end необходимы видеокарты, обеспечивающие приемлемую скорость в Full HD:

    И те игроки, которые сделают модернизацию своих систем с Geforce 9500 GT до Geforce GTX 650, вполне смогут запускать DX11-игры в разрешениях 1920×1080 и 1920×1200, которые сейчас являются наиболее распространёнными, судя по данным отчёта , который мы часто упоминаем в обзорах.

    Так как рассматриваемая сегодня видеокарта Nvidia основана на базе графического процессора архитектуры «Kepler», о которой мы уже не раз подробно рассказывали и которая близка к родственной архитектуре «Fermi», то читателям будет полезно ознакомиться со статьями о других моделях графических решений компании:

    • Nvidia Geforce GTX 650 Ti - соперник GTX 560, значительно опережающий GTX 550 Ti
    • Nvidia Geforce GTX 660 - хороший добротный современный середнячок
    • Nvidia Geforce GTX 670 - 7/8 от однопроцессорного лидера GTX 670: много это или мало?
    • Nvidia Geforce GTX 680 - новый однопроцессорный лидер 3D-графики
    • Nvidia Geforce GTX 580 - новый король 3D-графики на закате 2010 года
    • Nvidia Geforce GTX 480 - архитектура нового графического процессора изнутри; как реализована поддержка DirectX 11

    Рассмотрим подробные характеристики анонсированной в сентябре видеоплаты Geforce GTX 650, основанной на графическом процессоре GK107.

    Графический ускоритель Geforce GTX 650

    • Кодовое имя чипа GK107;
    • Технология производства 28 нм;
    • 1,3 миллиардов транзисторов;
    • Унифицированная архитектура с массивом процессоров для потоковой обработки различных видов данных: вершин, пикселей и др.;
    • Аппаратная поддержка DirectX 11 API, в том числе шейдерной модели Shader Model 5.0, геометрических и вычислительных шейдеров, а также тесселяции;
    • 128-битная шина памяти, два независимых контроллера шириной по 64 бита каждый, с поддержкой GDDR5-памяти;
    • Частота ядра 1058 МГц;
    • 2 потоковых мультипроцессора, включающих 384 скалярных ALU для расчётов с плавающей запятой (поддержка вычислений в целочисленном формате, с плавающей запятой, с FP32- и FP64-точностью в рамках стандарта IEEE 754-2008);
    • 32 блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16- и FP32-компонент в текстурах и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов;
    • 2 широких блока ROP (16 пикселей) с поддержкой режимов сглаживания до 32 выборок на пиксель, в том числе при FP16- или FP32-формате буфера кадра. Каждый блок состоит из массива конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг;
    • Интегрированная поддержка RAMDAC, двух портов Dual Link DVI, а также HDMI и DisplayPort;
    • Интегрированная поддержка четырёх мониторов, включая два порта Dual Link DVI, а также HDMI 1.4a и DisplayPort 1.2;
    • Поддержка шины PCI Express 3.0.

    Спецификации референсной видеокарты Geforce GTX 650

    • Частота ядра 1058 МГц;
    • Количество универсальных процессоров 384;
    • Количество текстурных блоков - 32, блоков блендинга - 16;
    • Эффективная частота памяти 5000 (1250×4) МГц;
    • Тип памяти GDDR5, 128-битная шина памяти;
    • Объем памяти 1 или 2 ГБ;
    • Пропускная способность памяти 80,0 ГБ/с;
    • Теоретическая максимальная скорость закраски 16,9 гигапикселей в секунду;
    • Теоретическая скорость выборки текстур 33,9 гигатекселей в секунду;
    • Два разъема Dual Link DVI-I, один mini HDMI;
    • Шина PCI Express 3.0;
    • Энергопотребление до 64 Вт;
    • Один 6-контактный разъём питания;
    • Двухслотовое исполнение;
    • Рекомендуемая цена для рынка США - $109 (для России - 3999 руб).

    Мы уже упоминали, что новая модель Geforce GTX 650 в продуктовой линейке компании Nvidia расположилась между Geforce GTX 650 Ti и Geforce GT 640. Она замещает бюджетные платы предыдущего поколения, вроде Geforce GTS 450 и ниже, предлагаемые до выхода решений на базе архитектуры Kepler. Принцип наименования видеокарт Nvidia не изменился, бюджетная модель получила цифру «5» в середине индекса, и так как это более медленная из двух модификаций GTX 650, то в её наименовании нет суффикса «Ti», что отличает новинку от GTX 650 Ti, созданную на базе GK106.

    Что касается решений конкурента - компании AMD - то новая Geforce GTX 650 всё так же не имеет прямого соперника в линейке Radeon HD 7000, как это получается со многими моделями. Рекомендованная цена новинки Nvidia уложилась между ценами моделей Radeon HD 7750 и HD 7770,. и поэтому нам придётся сравнивать плату калифорнийской компании и с той, и с другой моделью AMD.

    Точно как и одноимённая видеокарта с суффиксом Ti, сделанная на базе урезанного чипа GK106, новая модель имеет 128-битную шину памяти, и объём установленной на неё видеопамяти может быть равен 1 или 2 ГБ. Для бюджетной платы и 1 ГБ можно считать вполне достаточным объёмом, ведь только в условиях самых требовательных приложений и максимальных настроек качества с полноэкранным сглаживанием высокого уровня памяти может не хватать. Но, как всегда, производители предлагают и 2-гигабайтные варианты, так что выбор у покупателя есть.

    Архитектура

    Модель Geforce GTX 650 основана на базе известного нам бюджетного видеочипа, получившего название GK107, на котором базируются некоторые мобильные решения, а также настольная видеокарта Geforce GT 640. Этот GPU поддерживает все возможности, появившиеся в топовом GK104 (Geforce GTX 680), и все особенности архитектуры Kepler относятся к нему в полной мере, включая организацию мультипроцессоров SMX. Архитектура Kepler давно нам известна и все её характерные черты мы уже рассматривали . В данном материале мы лишь остановимся на отличиях чипа GK107.

    Итак, графический процессор GK107 в модификации Geforce GTX 650 имеет в своём составе один кластер графической обработки Graphics Processing Cluster (GPC), состоящий из двух мультипроцессоров SMX. Для наглядности сразу же рассмотрим диаграмму чипа:

    Всё привычно для Kepler - те же мультипроцессоры SMX, с тем же количеством исполнительных блоков в каждом. Всего в чипе содержится два мультипроцессора SMX, содержащих 384 потоковых вычислительных ядер и 32 текстурных модуля. Ну а подсистема памяти GK107, лежащего в основе Geforce GTX 650, содержит два 64-битных канала памяти, что в сумме составляет 128-битный доступ к ней. Так как блоки растровых операций ROP «привязаны» к контроллерам памяти, то их количество равно 16 блокам.

    Соответственно, объём GDDR5 памяти для референсных моделей GTX 650 составляет 1 или 2 ГБ локальной видеопамяти, которая работает на эффективной частоте в 5000 МГц, сниженной относительно более дорогих моделей на базе Kepler. В итоге пропускной способности в 80 ГБ/с будет вполне достаточно для такого бюджетного решения - ведь это почти столько же, что и у заметно более мощной GTX 650 Ti.

    Как старшая модель Geforce GTX 650 Ti и другие платы на базе чипа GK107, новинка не поддерживает технологию GPU Boost. Напомним, это комбинация программно-аппаратных решений, позволяющая автоматически увеличивать рабочие частоты GPU, в зависимости от его энергопотребления для достижения максимальной производительности. Технология обеспечивает работу на максимально возможных частотах в рамках выбранного теплопакета, но в Nvidia решили, что бюджетные видеокарты обойдутся без подобных технологий, поэтому номинальная тактовая частота видеочипа GK107, применённого в Geforce GTX 650, равна 1058 МГц, и эта частота фиксированная, в отличие от более мощных решений.

    Производительность

    Переходим к вопросу предварительной оценки производительности нового решения - модели Geforce GTX 650. В данной (теоретической) части статьи мы приводим только собственные данные тестов самой компании Nvidia. Они сравнивают свои новинки с теми конкурентами, которых считают нужным, и первым делом отмечают преимущества новинки по сравнению со своими же видеокартами прошлых лет - в данном случае, по сравнению с Geforce 9500 GT.

    Для начала мы возьмём несколько игр, имеющих DX11-движки. К сожалению, Nvidia сравнивает GTX 650 только с Geforce 9500 GT, который поддержки DirectX 11 не имеет. Но даже если на этой старой плате запустить выбранные игры в DX9-режиме, то в первой из них (World of Warcraft: Mists of Pandaria) 9500 GT проигрывает новинке примерно в четыре раза:

    В Max Payne 3 история примерно такая же - даже в режиме DirectX 9 старая видеокарта не может составить конкуренции новинке и проигрывает снова столько же - 12 против 47 FPS:

    Странно, но и в MechWarrior Online разница между производительностью GTX 650 и 9500 GT (с учётом запуска в разных режимах) снова получилась ровно такой же! Смотрите сами, 10 против 40 кадров в секунду в режимах DX9 и DX11, соответственно:

    В очередной раз новая модель «неожиданно» опередила «старушку» в DirectX 11 играх. В общем, пользователь, проапгрейдивший свою систему с Geforce 9500 GT до Geforce GTX 650, получит примерно четырёхкратный прирост в чистой скорости, не говоря уже о тех новых эффектах и возможностях, что у него появятся. Но давайте сравним производительность новинки от Nvidia с чем-то более подходящим. Например, с решением из предыдущей линейки, предназначенным для аналогичного ценового диапазона - моделью, основанной на GPU с поддержкой DirectX 11, но ещё первого поколения - Geforce GTS 450.

    Результат получился неплохой, и Geforce GTX 650 явно быстрее - в среднем где-то на 20%. Ну а ещё позитивнее выглядят результаты сравнения этих двух решений (GTS 450 и GTX 650) по показателю энергоэффективности. Так как у всех решений семейства Kepler показатель производительности в расчёте на единицу энергопотребления весьма хорош, то немудрено, что по этому показателю обеспечивается примерно двукратное превосходство над устаревшей GTS 450:

    Пока что мы сравнивали новинку лишь со старыми видеокартами от самой Nvidia, причём основанными на чипах, произведённых по старым технологическим процессам, которые принципиально не могут конкурировать с Geforce GTX 650. А что будет, если сравнить новинку с предложением конкурента из того же ценового диапазона? Для сравнения Nvidia взяла модель AMD Radeon HD 7750, которую можно считать одним из соперников для Geforce GTX 650, хотя она и продаётся несколько дешевле:

    По данным компании, и над конкурентом одержана явная победа - представленная модель Nvidia где-то на 15-20% быстрее решения AMD, а иногда и на треть. Интересно, что Nvidia провела сравнение с вариантом Radeon HD 7750 компании AMD, графический чип которого работает на частоте 800 МГц, а не 900 МГц. Объясняется это тем, что в конце лета на рынке продавались модели Radeon HD 7750 с более низкой частотой GPU, а частоту 900 МГц имеет лишь малая часть таких решений. Это же касается и наших сравнений, в которых HD 7750 имеет частоту 800 МГц.

    А рассматриваемая Geforce GTX 650 имеет высокую тактовую частоту изначально, хотя чип GK107 и не поддерживает GPU Boost - технологию, позволяющую автоматически увеличивать рабочие частоты GPU, в зависимости от его энергопотребления. Но даже без этого частота графического процессора у референсного варианта составляет 1058 МГц, а у разогнанных вариантов, выпущенных партнёрами Nvidia - до 1200 МГц и даже выше. Вот их и нужно сравнивать с фабрично разогнанными Radeon HD 7750, как считает Nvidia.

    Другие особенности

    Печатная плата Geforce GTX 650 очень короткая, и для неё возможно применение компактных кулеров, хотя и всё равно двухслотового размера. PCB эталонного дизайна заметно упрощена по сравнению с более дорогими решениями, и длина платы Geforce GTX 650 составляет лишь 145 мм. Для дополнительного питания используется один 6-контактный разъём, как и на GTX 660. Для вывода изображения на референсной плате есть следующие разъёмы: два dual-link DVI и один mini-HDMI. Хотя такой дизайн обеспечивает вывод изображения лишь на три устройства, все Geforce GTX 650 аппаратно поддерживают до четырёх дисплеев.

    Понятно, что с графическим процессором GK107, применяемым в том числе в мобильных устройствах, уровень потребления энергии у Geforce GTX 650 весьма низок даже с учётом высоких рабочих частот. Энергопотребление Geforce GTX 650 в режиме простоя составляет примерно 5 Вт, а при проигрывании видео в высоком разрешении - лишь 13 Вт, что является одними из лучших показателей в классе. В более тяжёлых задачах новая модель потребляет до 64 Вт энергии и рассеивает столь же мало тепла, но по некоторым причинам инженеры решили оставить один 6-контактный разъём питания на плате референсного дизайна. Это дополнительное питание обеспечивает лучшие возможности в режиме разгона, да и стабильность системы в таком варианте явно выше.

    Впрочем, некоторые из партнёров Nvidia по выпуску видеокарт предлагают модели Geforce GTX 650 и без необходимости дополнительного питания. А если пользователя интересуют более мощные решения, то многие компании выпускают и фабрично разогнанные решения прямо с момента анонса, как это принято у Nvidia в последнее время. Многие из плат Geforce GTX 650 от партнёров имеют рабочую частоту GPU, превышающую 1100 МГц, и способны разогнаться до частот выше 1200 МГц. Некоторые из таких моделей имеют усиленные системы питания, собственные системы охлаждения, которые могут оказаться более эффективными.

    Естественно, что Geforce GTX 650 поддерживает все остальные технологии компании Nvidia, о которых мы ранее неоднократно писали, в том числе Adaptive VSync и PhysX. Обо всех этих технологиях подробно написано в базовом обзоре Geforce GTX 680 - первой видеокарты семейства Kepler. И так как Geforce GTX 650 имеет в своей основе графический процессор GK107 на основе этой архитектуры, то новая модель предлагает все современные возможности в виде DirectX 11, PhysX, TXAA, адаптивного VSync и других технологий. Владельцы устаревших игровых систем, имеющих DirectX 10-совместимое аппаратное обеспечение, получили очередной вариант для апгрейда своей видеосистемы за сравнительно небольшие деньги.

    Следующая часть статьи посвящена практической части исследования в синтетических тестах, в которой мы сравним производительность новой видеокарты Geforce GTX 650 со скоростью других решений компаний Nvidia и AMD в наборе предельных тестов.

    Nvidia Geforce GTX 650 - Часть 2: видеоплаты и синтетические тесты →