Войти
Windows. Программы. Железо. Интернет. Безопасность. Мой компьютер
  • Прошивка huawei g510 0200 скачать и установить
  • Что означает версия ядра 3
  • Минимальное и максимальное качество звука
  • Скачать сервисы google play на андроид последняя
  • Как отключить тачпад на ноутбуке dell
  • Информация о размерах и весе устройства, представленная в разных единицах измерения
  • К инструментальным средствам относятся программы. Инструментальные программы обеспечения. Трансляция и компоновка

    К инструментальным средствам относятся программы. Инструментальные программы обеспечения. Трансляция и компоновка

    Инструментальные программные средства - это программы, которые используются в ходе разработки, корректировки или развития других прикладных или системных программ.

    Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО. По своему назначению они близки системам программирования .

    К инструментальным программам, например, относятся:

      редакторы;

      средства компоновки программ;

      вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия;

      графические пакеты программ и т.п.

        1. Система программирования

    Система программирования - это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.

    Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

      компилятор или интерпретатор;

      интегрированная среда разработки;

      средства создания и редактирования текстов программ;

      обширные библиотеки стандартных программ и функций;

      отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;

      "дружественная" к пользователю диалоговая среда;

      многооконный режим работы;

      мощные графические библиотеки; утилиты для работы с библиотеками

      встроенный ассемблер;

      встроенная справочная служба;

      другие специфические особенности.

    Транслятор (англ. translator - переводчик) - это программа-переводчик. Она преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд.

    Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.

    Компилятор (англ. compiler - составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.

    Интерпретатор (англ. interpreter - истолкователь, устный переводчик) переводит и выполняет программу строка за строкой.

    После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводиться на машинный язык при каждом очередном запуске программы.

    Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять.

    Популярные системы программирования – Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo C, Borland C++, Borland Delphi и др.

    Каждый конкретный язык ориентирован либо на компиляцию, либо на интерпретацию - в зависимости от того, для каких целей он создавался. Например, Pascal обычно используется для решения довольно сложных задач, в которых важна скорость работы программ. Поэтому данный язык обычно реализуется с помощью компилятора. С другой стороны, Basic создавался как язык для начинающих программистов, для которых построчное выполнение программы имеет неоспоримые преимущества.

    Иногда для одного языка имеется и компилятор, и интерпретатор. В этом случае для разработки и тестирования программы можно воспользоваться интерпретатором, а затем откомпилировать отлаженную программу, чтобы повысить скорость ее выполнения.

        Тенденции развития программного обеспечения

    Язык программирования можно определить как формальную знаковую систему, предназначенную для записи программ, которые задают алгоритм в форме, понятной для исполнителя (например, компьютера). Язык программирования определяет набор лексических, синтаксических и семантических правил, используемых при составлении компьютерной программы. Он позволяет программисту точно определить, на какие события будет реагировать компьютер , как будут храниться и передаваться данные, а также какие именно действия следует выполнять над этими данными при различных обстоятельствах.

    Со времени создания первых программируемых машин человечество придумало уже более восьми с половиной тысяч языков программирования . Каждый год их число пополняется новыми языками. Некоторыми языками умеет пользоваться только небольшое число их собственных разработчиков, другие становятся известны миллионам людей. Профессиональные программисты иногда применяют в своей работе более десятка разнообразных языков программирования. Современные прикладные и системные программы , в том числе операционные системы и системы программирования, в основном разрабатываются на алгоритмических языках или языках высокого уровня, которые обеспечивают удобство и высокую производительность работы программиста.

    История развития языков программирования начинается с машинных языков. Программы для первых компьютеров разрабатывались в машинных кодах, а основными носителями информации были перфокарты и перфоленты. Программисты обязаны были знать архитектуру машины досконально. Программы были достаточно простыми, что обусловливалось, во-первых, весьма ограниченными возможностями этих машин, вовторых, большой сложностью разработки и, главное, отладки программ непосредственно на машинном языке.

    Вместе с тем такой способ разработки обеспечивал программисту просто неограниченные возможности работы с компьютером. Становилось возможным использование таких хитроумных алгоритмов и способов организации программ, которые не используют (а некоторые и не знают) многие современные программисты. Например, могла применяться такая возможность, как самомодифицирующийся код. Знание двоичного представления команд позволяло иногда не хранить некоторые данные отдельно, а встраивать их в код как команды. И это далеко не полный список приемов, владение хотя бы одним из которых сейчас сразу же продвигает программиста до уровня экстра-класса .

    С развитием аппаратного обеспечения компьютеров увеличивалась скорость обработки и емкость памяти . Это привело к изменениям в языках программирования – они стали проще и понятнее для людей. Языки программирования в своем развитии прошли практически те же стадии, что и сами компьютеры. Диаграмма на рис.4.1 показывает, как происходило развитие языков программирования вместе с поколениями компьютеров за последние 50 лет. Основная тенденция – увеличение простоты взаимодействия пользователя с аппаратным и программным обеспечением компьютеров.


    Рис. 4.1.

    Первым значительным шагом был переход к языку ассемблера ( assembly language , или assembler ). Не очень заметный, казалось бы, шаг – переход к символическому кодированию машинных команд – имел на самом деле огромное значение . Программисту не надо было больше вникать в хитроумные способы кодирования команд на аппаратном уровне. Более того, зачастую одинаковые по сути команды кодировались различным образом в зависимости от своих параметров.

    Известный пример из мира современных компьютеров – кодирование инструкции mov в процессорах Intel. Существует несколько совершенно поразному кодируемых вариантов команды. Выбор того или иного варианта зависит от операндов, хотя суть выполняемой операции неизменна: поместить содержимое (или значение ) второго операнда в первый. Появилась также возможность использования макросов и меток, что также упрощало создание, модификацию и отладку программ. Появилось даже некое подобие переносимости – существовала возможность разработки целого семейства машин со сходной системой команд и некоего общего ассемблера для них, при этом не было нужды обеспечивать двоичную совместимость.

    Вместе с тем, переход к новому языку таил в себе и некоторые отрицательные (на первый взгляд) стороны. Становилось почти невозможным использование всяческих хитроумных приемов, подобных упомянутым выше. Кроме того, впервые в истории развития программирования появились два представления программы: в исходных текстах и в откомпилированном виде. Сначала, пока ассемблеры только транслировали мнемонические коды в машинные, одно легко переводилось в другое и обратно, но затем, по мере появления таких возможностей, как метки и макросы, дизассемблирование (перевод из машинного кода в ассемблер ) становилось все более и более трудным делом .

    К концу ассемблерной эры возможность автоматической трансляции в обе стороны была утеряна окончательно. В связи с этим было разработано большое количество специальных программ- дизассемблеров , осуществляющих обратное преобразования, однако в большинстве случаев они с трудом могут разделить код и данные. Кроме того, вся логическая информация (имена переменных, меток и т.п.) теряется безвозвратно. В случае же задачи о декомпиляции языков высокого уровня примеры удовлетворительного решения проблемы и вовсе единичны.

    В 1954 году в корпорации IBM группой разработчиков во главе с Джоном Бэкусом (John Backus) был создан язык программирования Fortran. Значение этого события трудно переоценить. Это первый язык программирования высокого уровня. Впервые программист мог по -настоящему абстрагироваться от особенностей машинной архитектуры. Ключевой идеей, отличающей новый язык от ассемблера, была концепция подпрограмм.

    Напомним, что это современные компьютеры поддерживают подпрограммы на аппаратном уровне, предоставляя соответствующие команды и структуры данных ( стек ) прямо на уровне ассемблера, а в 1954 же году это было совершенно не так. Поэтому компиляция Fortran"а была процессом отнюдь не тривиальным. Кроме того, синтаксическая структура языка была достаточно сложна для машинной обработки, в первую очередь , из-за того, что пробелы как синтаксические единицы вообще не использовались. Это порождало массу возможностей для скрытых ошибок.

    Язык Фортран использовался (и используется сейчас) для научных вычислений. Он страдает от отсутствия многих привычных языковых конструкций и атрибутов, компилятор практически никак не проверяет синтаксически правильную программу с точки зрения семантической корректности (соответствие типов и др.). В нем нет поддержки современных способов структурирования кода и данных. Это осознавали и сами разработчики. По признанию самого Бэкуса, перед ними стояла задача скорее разработки компилятора, чем языка. Понимание самостоятельного значения языков программирования пришло позже.

    Появление Фортрана было встречено еще большей критикой, чем внедрение ассемблера. Программистов пугало снижение эффективности программ за счет использования промежуточного звена в виде компилятора. И эти опасения имели под собой основания: действительно, хороший программист, скорее всего, при решении какой-либо небольшой задачи вручную напишет код, работающий быстрее, чем код, полученный как результат компиляции. Через некоторое время пришло понимание того, что реализация больших проектов невозможна без применения языков высокого уровня. Мощность вычислительных машин росла, и с тем падением эффективности, которое раньше считалось угрожающим, стало возможным смириться. Преимущества же языков высокого уровня стали настолько очевидными, что побудили разработчиков к созданию новых языков, все более и более совершенных.

    Вторым в истории высокоуровневым языком программирования стал Lisp . Он использовался и по сей день используется в основном для разрешения сложных задач. Датой рождения Лиспа был 1958 год, известность к нему пришла чуть позже. В 1960 в журнале Communications of the ACM вышла статья Джона Маккарти (автора Лиспа) с подробным описанием нового языка. Он стал отцом не только Лиспа, но и основоположником всего функционального программирования. Язык Lisp – язык для обработки списков. Получил достаточно широкое распространение в системах искусственного интеллекта. Имеет несколько потомков: Planner (1967), Scheme (1975), Common Lisp (1984). Многие его черты были унаследованы современными языками функционального программирования.

    В 1960 году в США был создан язык программирования Cobol. Он был рассчитан специально для создания коммерческих приложений. На Коболе написаны тысячи прикладных коммерческих систем. Отличительной особенностью языка является возможность эффективной работы с большими массивами данных, что характерно именно для коммерческих приложений. Популярность Кобола столь высока, что даже сейчас, при всех его недостатках ( по структуре и замыслу Кобол во многом напоминает Фортран), появляются новые его диалекты и реализации. Так, недавно появилась реализация Кобола, совместимая с Microsoft . NET , что потребовало, вероятно, внесения в язык некоторых черт объектно-ориентированного языка.

    В 1960 году командой во главе с Петером Науром (Peter Naur) был создан язык программирования Algol . Этот язык дал начало целому семейству алголоподобных языков (важнейший представитель – Pascal ). В 1968 году появилась новая версия языка – Algol 68. Она не нашла столь широкого практического применения, как первая версия, но была весьма популярна в кругах теоретиков. Язык был достаточно интересен, так как обладал многими уникальными на тот момент характеристиками.

    К середине 60-х годов прошлого века в США резко возросла потребность в обучении программированию не только специалистов в области вычислительной техники, но и широкого круга пользователей. Это было связано с резким увеличением количества компьютеров в бизнесе. Два профессора Дартмутского колледжа – Томас Курт и Джон Кемени – для обучения студентов программированию создали язык Бейсик ( BASIC ). Свое название язык получил по первым буквам английских слов " Beginner "s All-purpose Symbolic Instruction Code" – универсальный код символических инструкций для начинающих.

    Есть и другой перевод – базовый, основной, что хорошо соответствовало сложившемуся положению дел в программировании для бизнеса. Язык предназначался для обучения программированию и получил широкое распространение в виде различных диалектов, прежде всего, как язык для домашних микрокомпьютеров. Впоследствии большая часть критики этого языка строилась на том, что после Basic "а нормально программировать человек не может, и исправить это уже не удастся. Как бы то ни было, в 1963 г. язык был создан и получил имя Dartmouth BASIC .

    Настоящую популярность этот язык получил в 1975 году. Тогда Microsoft (в то время только два человека – Билл Гейтс и Пол Аллен) написали интерпретатор бейсика для компьютеров Altair 8800, названный Altair BASIC . Язык стремительно разветвился на множество диалектов. Например, Apple II базировался на одной из его версий, а для операционной системы CP/M был написан BASIC -80. Заметим, что второе (или даже третье) дыхание развитию Basic дал опять же Microsoft. Произошло это в начале 90-х годов прошлого столетия, когда был выпущен Visual Basic , уже совсем не похожий на своего предка.

    В 1964 году же корпорация IBM создала язык PL/1 , который был призван заменить Cobol и Fortran в большинстве приложений. Язык обладал исключительным богатством синтаксических конструкций. В нем впервые появилась обработка исключительных ситуаций и поддержка параллелизма. Надо заметить, что синтаксическая структура языка была крайне сложной. Пробелы уже использовались как синтаксические разделители, но ключевые слова не были зарезервированы. В силу таких особенностей разработка компилятора для PL/1 была исключительно сложным делом. Язык так и не стал популярен вне мира IBM , однако широко использовался в бывшем Советском Союзе и странах социалистического содружества. Причина этого заключается в производстве этими странами ряда программно совместимых моделей компьютеров ЕС ЭВМ, которые практически были скопированы с компьютеров IBM /360.

    Создание каждого из вышеупомянутых языков (за исключением, может быть, Algol "а) было вызвано некоторыми практическими требованиями. Эти языки послужили фундаментом для более поздних разработок. Все они представляют одну и ту же парадигму программирования. Следующие языки пошли существенно дальше в своем развитии, в сторону более глубокого абстрагирования.

    В 1970 году Никлаус Вирт создал язык программирования Pascal . Язык замечателен тем, что это первый широко распространенный язык для структурного программирования (первым был Алгол , но он не получил столь широкого распространения). Впервые оператор безусловного перехода перестал играть основополагающую роль при управлении порядком выполнения операторов. В этом языке также внедрена строгая проверка типов, что позволило выявлять многие ошибки на этапе компиляции.

    Отрицательной чертой языка было отсутствие в нем средств для разбиения программы на модули. Вирт осознавал это и разработал язык Modula-2 (1978), в котором идея модуля стала одной из ключевых концепций языка. В 1988 году появился язык Modula-3, в котором были добавлены объектно-ориентированные черты. Логическим продолжением Pascal и Modula являются язык Oberon и Oberon -2. Они характеризуются движением в сторону объектной и компонентной ориентированности. В этом плане интересно рассмотреть С-подобные языки.

    В 1972 году Керниганом и Ритчи был создан язык программирования C . Он создавался как язык для разработки операционной системы UNIX . Язык С часто называют "переносимым ассемблером", имея в виду то, что он позволяет работать с данными практически так же эффективно, как на ассемблере, предоставляя при этом структурированные управляющие конструкции и абстракции высокого уровня (структуры и массивы). Именно с этим связана его огромная популярность и поныне. И именно это является его ахиллесовой пятой. Компилятор C очень слабо контролирует типы, поэтому очень легко написать внешне совершенно правильную, но логически ошибочную программу.

    В 1986 году Бьярн Страуструп создал первую версию языка C++, добавив в язык C объектно-ориентированные черты, взятые из Simula (см. ниже), и исправив некоторые ошибки и неудачные решения языка. C++ продолжает совершенствоваться и в настоящее время, так в 1998 году вышла новая (третья) версия стандарта, содержащая в себе некоторые довольно существенные изменения. Язык стал основой для разработки современных больших и сложных проектов. У него имеются, однако же, и слабые стороны, вытекающие из требований эффективности.

    В 1995 году в корпорации Sun Microsystems Кеном Арнольдом и Джеймсом Гослингом был создан язык Java . Он наследовал синтаксис C и C++ и был избавлен от некоторых неприятных черт последнего. Отличительной особенностью языка является компиляция в код некоей абстрактной машины, для которой затем пишется эмулятор ( Java Virtual Machine ) для реальных систем. Кроме того, в Java нет указателей и множественного наследования, что сильно повышает надежность программирования.

    В 1998–2001 годах в корпорации Microsoft группой инженеров под руководством Андерса Хейлсберга в компании был создан язык C#. Он в достаточной степени схож с Java (и задумывался как альтернатива последнему), но имеет и отличительные особенности. Язык C# ориентирован, в основном, на разработку многокомпонентных интернет -приложений. Это основной язык разработки приложений для платформы Microsoft. NET . Компилятор с C# входит в стандартную установку самой. NET , поэтому программы на нем можно создавать и компилировать даже без инструментальных средств, вроде Visual Studio.

    В 1983 году под эгидой Министерства обороны США был создан язык Ada . Он замечателен тем, что очень много ошибок может быть выявлено на этапе компиляции. Кроме того, поддерживаются многие аспекты программирования, которые часто отдаются на откуп операционной системе ( параллелизм , обработка исключений ). В 1995 году был принят стандарт языка Ada 95, который развивает предыдущую версию, добавляя в нее объектную ориентированность и исправляя некоторые неточности. Оба этих языка не получили широкого распространения вне военных и прочих крупномасштабных проектов (авиация, железнодорожные перевозки). Основной причиной является сложность освоения языка и достаточно громоздкий синтаксис (значительно более громоздкий, чем Pascal ).

    Все вышеперечисленные языки являются языками общего назначения в том смысле, что они не ориентированы и не оптимизированы под использование каких-либо специфических структур данных или на применение в каких-либо специфических областях. Было разработано большое количество языков, ориентированных на достаточно специфические применения. Ниже приведен краткий обзор таких языков.

    В 1957 году была предпринята попытка создания языка для описания математической обработки данных. Язык был назван APL ( Application Programming Language ). Его отличительной особенностью было использование математических символов (что затрудняло применение на текстовых терминалах; появление графических интерфейсов сняло эту проблему) и очень мощный синтаксис , который позволял производить множество нетривиальных операций прямо над сложными объектами, не прибегая к разбиению их на компоненты. Широкому применению помешало, как уже отмечалось, использование нестандартных символов как элементов синтаксиса.

    В 1962 году появился язык Snobol (а в 1974 – его преемник Icon ), предназначенный для обработки строк. Синтаксис Icon напоминает С и Pascal одновременно. Отличие заключается в наличии мощных встроенных функций работы со строками и связанная с этими функциями особая семантика . Современным аналогом Icon и Snobol является Perl –язык обработки строк и текстов, в который добавлены некоторые объектно-ориентированные возможности. Считается очень практичным языком, однако ему недостает элегантности.

    В 1969 году был создан язык SETL – язык для описания операций над множествами. Основной структурой данных в языке является множество, а операции аналогичны математическим операциям над множествами. Язык полезен при написании программ, имеющих дело со сложными абстрактными объектами.

    В последнее время, в связи с развитием интернет -технологий, широким распространением высокопроизводительных компьютеров и рядом других факторов, получили распространение так называемые скриптовые языки. Эта языки первоначально ориентировались на применение в качестве внутренних управляющих языков во всякого рода сложных системах. Многие из них, однако же, вышли за пределы сферы своего изначального применения и используются ныне в совсем иных областях. Характерными особенностями данных языков являются, во-первых, их интерпретируемость ( компиляция либо невозможна, либо нежелательна), во-вторых, простота синтаксиса, а в-третьих, легкая расширяемость . Таким образом, они идеально подходят для работы в часто изменяемых программах, очень небольших программах или в случаях, когда для выполнения операторов языка затрачивается время, несопоставимое со временем их разбора. Было создано достаточно большое количество таких языков, перечислим лишь основные и наиболее часто используемые.

    Язык JavaScript был создан в компании Netscape Communications в качестве языка для описания сложного поведения веб-страниц. Первоначально язык назывался LiveScript, причиной смены названия послужили маркетинговые соображения. Он интерпретируется браузером во время отображения веб-страницы, по синтаксису похож на Java и (отдаленно) на C/C++. Язык имеет возможность использовать встроенную в браузер объектную функциональность, однако подлинно объектно-ориентированным языком не является.

    Другой скриптовый язык VBScript был создан в корпорации Microsoft во многом в качестве альтернативы JavaScript. Имеет подобную область применения, синтаксически похож на язык Visual Basic (является усеченной версией последнего); так же, как и JacaScript, исполняется браузером при отображении веб-страниц и имеет ту же степень объектной ориентированности.

    Язык Perl, нашедший применение для динамической генерации веб-страниц на веб-серверах, создавался в помощь системному администратору операционной системы Unix для обработки различного рода текстов и выделения нужной информации. Развился до мощного средства работы с текстами. Является интерпретируемым языком и реализован практически на всех существующих платформах. Интерпретируемый объектно-ориентированный язык программирования Python по структуре и области применения близок к Perl, однако менее распространен и более строг и логичен. Имеются реализации для большинства существующих платформ.

    Интересно рассмотрение группы ранних объектно-ориентированных языков. Объектно-ориентированный подход , пришедший на смену структурному, впервые появился отнюдь не в C++, как полагают некоторые. Существует целая череда чистых объектно-ориентированных языков, без сведений о которых наш обзор был бы неполным. Первым объектно-ориентрованным языком был язык Simula (1967). Этот язык был предназначен для моделирования различных объектов и процессов, и объектно-ориентированные черты появились в нем именно для описания свойств модельных объектов.

    Популярность объектно-ориентированному программированию принес язык Smalltalk, созданный в 1972 году. Язык предназначался для проектирования сложных графических интерфейсов и был первым понастоящему объектно-ориентированным языком. В нем классы и объекты – это единственные конструкции программирования. Недостатком Smalltalk являются большие требования к памяти и низкая производительность полученных программ. Причина – в не очень удачной реализацией объектно-ориентированных особенностей. Популярность языков C++ и Ada 95 связана именно с тем, что объектная ориентированность реализована без существенного снижения производительности.

    Существует еще язык с очень хорошей реализацией объектной ориентированности, не являющийся надстройкой ни над каким другим языком. Это язык Eiffel (1986 г.). Являясь чистым языком объектно-ориентированного программирования, он, кроме того, повышает надежность программы путем использования "контрольных утверждений".

    Большинство компьютерных архитектур и языков программирования ориентированы на последовательное выполнение операторов программы. В настоящее время существуют программно-аппаратные комплексы, позволяющие организовать параллельное выполнение различных частей одного и того же вычислительного процесса. Для программирования таких систем необходима специальная поддержка со стороны средств программирования, в частности, языков программирования. Некоторые языки общего назначения содержат в себе элементы поддержки параллелизма, однако программирование истинно параллельных систем требует подчас специальных приемов .

    Язык Оccam был создан в 1982 году и предназначен для программирования транспьютеров – многопроцессорных систем распределенной обработки данных. Он описывает взаимодействие параллельных процессов в виде каналов – способов передачи информации от одного процесса к другому. Отметим особенность синтаксиса языка Occam – в нем последовательный и параллельный порядки выполнение операторов равноправны, и их необходимо явно указывать ключевыми словами PAR и SEQ.

    В 1985 году была предложена модель параллельных вычислений Linda. Основной ее задачей является организация взаимодействия между параллельно выполняющимися процессами. Это достигается за счет использования глобальной кортежной области ( tuple space ). Процесс может поместить туда кортеж с данными (то есть совокупность нескольких, возможно, разнородных данных), а другой процесс может ожидать появления в кортежной области некоторого кортежа и, после его появления, прочитать кортеж с возможным последующим его удалением.

    Заметим, что процесс может, например, поместить кортеж в область и завершиться, а другой процесс может через некоторое время воспользоваться этим кортежем. Таким образом обеспечивается возможность асинхронного взаимодействия. Очевидно, что при помощи такой модели можно эмулировать и синхронное взаимодействие . Linda – это модель параллельных вычислений, она может быть добавлена в любой язык программирования . Существуют достаточно эффективные реализации Linda, обходящие проблему существования глобальной кортежной области с потенциально неограниченным объемом памяти.

    Все языки, о которых шла речь ранее, имеют одно общее свойство: они императивны. Это означает, что программы на них, в конечном итоге, представляют собой пошаговое описание решения той или иной задачи. Можно попытаться описывать лишь постановку проблемы, а решать задачу поручить компилятору. Существует два основных подхода, развивающие эту идею: функциональное и логическое производится только тогда, когда оно действительно необходимо. Первые языки имеют более эффективную реализацию, в то время как вторые – лучшую семантику.

    Из языков с энергичной семантикой упомянем ML и два его современных диалекта – Standard ML ( SML ) и CaML. Последний имеет объектно-ориентированного потомка – Objective CaML (O"CaML). Среди языков с ленивой семантикой наиболее распространены два: Haskell и его более простой диалект Clean. Интересен язык функционального программирования F#. Он является языком мультипарадигменного программирования. На нем можно писать функциональный, императивный и объектно-ориентированный код. Это позволяет быть более прагматичным, вместо того чтобы пытаться загнать любую задачу, стоящую перед разработчиком, в прокрустово ложе классов и интерфейсов. Язык F# включен в стандартный набор Visual Studio 2010, хотя присутствует и сейчас, в виде плагина для VS2008.

    Window. Программировать на нем увлекательно. Этот язык рушит многие барьеры, связанные с программированием, и позволяет сконцентрироваться на написании кода, который нужен разработчику.

    Важно отметить, что F# поддерживает почти все возможности, которые есть у C#. Поэтому его можно использовать, не опасаясь принципа "все или ничего". Не нужно выбрасывать существующий код и переводить все на F#. Вообще, предполагается, что код на F# будет главным образом применяться как библиотеки классов, интегрированные в большой программный продукт .

    Программы на языках логического программирования выражены как формулы математической логики, а компилятор пытается получить следствия из них. Родоначальником большинства языков логического программирования является язык Prolog (1971). У него есть ряд потомков – Parlog (1983, ориентирован на параллельные вычисления), Delta Prolog и др.

    Технология программирования во многом определяется языком программирования, на котором пишутся программы. В языке могут быть заложены средства, влияющие на технологичность и архитектуру разрабатываемой системы (например, объектная ориентированность, 0

    В заключение раздела можно выделить некоторую общую тенденцию в развитии языков программирования. Языки развиваются в сторону все большей и большей абстракции. И это сопровождается падением эффективности. Вопрос: а стоит ли этого абстракция ? Ответ: стоит, так как повышение уровня абстракции влечет за собой повышение уровня надежности программирования. С низкой эффективностью можно бороться путем создания более быстрых компьютеров. Если требования к памяти слишком высоки, можно увеличить ее объем. Это требует времени и средств, но это решаемо. А вот с ошибками в программах можно бороться только одним способом: их надо исправлять. Еще лучше – не совершать. А еще лучше – максимально затруднить их совершение. И именно на это направлены все исследования в области языков программирования.

    Для инструментального программного обеспечения, как особой разновидности программного обеспечения, характерны общие и частные

    функции, как и для всего программного обеспечении в целом. Общие функции рассмотрены нами выше, а специализированными функциями, присущими только данному типу программ, являются:

    1. Создание текста разрабатываемой программы с использованием специально установленных кодовых слов (языка программирования), а также определенного набора символов и их расположения в созданном файле - синтаксис программы.

    2. Перевод текста создаваемой программы в машинно-ориентированный код, доступный для распознавания ЭВМ. В случае значительного объема создаваемой программы, она разбивается на отдельные модули и каждый из модулей переводится отдельно.

    3. Соединение отдельных модулей в единый исполняемый код, с соблюдением необходимой структуры, обеспечение координации взаимодействия отдельных частей между собой.

    4. Тестирование и контроль созданной программы, выявление и устранение формальных, логических и синтаксических ошибок, проверка программ на наличие запрещенных кодов, а также оценка работоспособности и потенциала созданной программы.

    Виды инструментального программного обеспечения

    Исходя из задач, поставленных перед инструментальным программным обеспечением, можно выделить большое количество различных по назначению видов инструментального программного обеспечения:

    1) Текстовые редакторы

    2) Интегрированные среды разработки

    4) Компиляторы

    5) Интерпретаторы

    6) Линковщики

    7) Парсеры и генераторы парсеров (см. Javacc)

    8) Ассемблеры

    9) Отладчики

    10) Профилировщики

    11) Генераторы документации

    12) Средства анализа покрытия кода

    13) Средства непрерывной интеграции

    14) Средства автоматизированного тестирования

    15) Системы управления версиями и др.

    Следует отметить, что оболочки для создания прикладных программ создаются также инструментальными программами и поэтому могут быть отнесены к прикладным программам. Рассмотрим кратко назначения некоторых инструментальных программ.

    Текстовые редакторы.

    Текстовый редактор -- компьютерная программа, предназначенная для обработки текстовых файлов, такой как создание и внесение изменений.

    Типы текстовых редакторов.

    Условно выделяют два типа редакторов: потоковые текстовые редакторы и интерактивные.

    1) Потоковые текстовые редакторы

    Потоковые текстовые редакторы представляют собой компьютерные программы, которые предназначены для автоматизированной обработки входных текстовых данных, полученных из текстового файла, в соответствии с заранее заданными пользователями правилами. Чаще всего правила представляют собой регулярные выражения, на специфичном для данного конкретного текстового редактора диалекте. Примером такого текстового редактора может служить редактор Sed.

    2) Интерактивные текстовые редакторы

    Интерактивные текстовые редакторы - это семейство компьютерных программ предназначенных для внесения изменений в текстовый файл в интерактивном режиме. Такие программы позволяют отображать текущее состояние текстовых данных в файле и производить над ними различные действия.

    Часто интерактивные текстовые редакторы содержат значительную дополнительную функциональность, призванную автоматизировать часть действий по редактированию, или внести изменение в отображение текстовых данных, в зависимости от их семантики. Примером функциональности последнего рода может служить подсветка синтаксиса.

    Текстовые редакторы предназначены для создания и редактирования текстовых документов. Наиболее распространенными являются MS WORD, Лексикон. Основными функциями текстовых редакторов являются:

    1) работа с фрагментами документа,

    2) вставка объектов созданных в других программах

    3) разбивка текста документа на страницы

    4) ввод и редактирование таблиц

    5) ввод и редактирование формул

    6) форматирование абзаца

    7) автоматическое создание списков

    8) автоматическое создание оглавления.

    Известны десятки текстовых редакторов. Наиболее доступными являются NOTEPAD(блокнот), WORDPAD, WORD. Работа конкретного редактора текста определяется обычно функциями, назначение которых отражено в пунктах меню и в справочной системе.

    Интегрированная среда разработки

    Интегрированная среда разработки, ИСР-- система программных средств, используемая программистами для разработки программного обеспечения (ПО). Обычно среда разработки включает в себя:

    1) текстовый редактор

    2) компилятор и/или интерпретатор

    3) средства автоматизации сборки

    4) отладчик.

    Иногда содержит также средства для интеграции с системами управления версиями и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса пользователя. Многие современные среды разработки также включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов -- для использования при объектно-ориентированной разработке ПО. Хотя, и существуют среды разработки, предназначенные для нескольких языков программирования -- такие, как Eclipse, NetBeans, Embarcadero RAD Studio, Qt Creator или Microsoft Visual Studio, обычно среда разработки предназначается для одного определённого языка программирования - как, например, Visual Basic, Delphi, Dev-C++.

    Частный случай ИСР -- среды визуальной разработки, которые включают в себя возможность визуального редактирования интерфейса программы.

    SDK (от англ. Software Development Kit) или «devkit» -- комплект средств разработки, который позволяет специалистам по программному обеспечению создавать приложения для определённого пакета программ, программного обеспечения базовых средств разработки, аппаратной платформы, компьютерной системы, видеоигровых консолей, операционных систем и прочих платформ.

    Программист, как правило, получает SDK непосредственно от разработчика целевой технологии или системы. Часто SDK распространяется через Интернет. Многие SDK распространяются бесплатно для того, чтобы поощрить разработчиков использовать данную технологию или платформу.

    Поставщики SDK иногда подменяют термин Software в словосочетании Software Development Kit на более точное слово. Например, «Microsoft» и «Apple» предоставляют Driver Development Kits (DDK) для разработки драйверов устройств, а «PalmSource» называет свой инструментарий для разработки «PalmOS Development Kit (PDK)».

    Примеры SDK:

    5) Java Development Kit

    6) Opera Devices SDK

    Компиляторы.

    Компилятор --

    1) Программа или техническое средство, выполняющее компиляцию.

    2) Машинная программа, используемая для компиляции.

    3) Транслятор, выполняющий преобразование программы, составленной на исходном языке, в объектный модуль.

    4) Программа, переводящая текст программы на языке высокого уровня в эквивалентную программу на машинном языке.

    5) Программа, предназначенная для трансляции высокоуровневого языка в абсолютный код или, иногда, в язык ассемблера. Входной информацией для компилятора (исходный код) является описание алгоритма или программа на проблемно-ориентированном языке, а на выходе компилятора -- эквивалентное описание алгоритма на машинно-ориентированном языке (объектный код).

    Компиляция --

    1) Трансляция программы на язык, близкий к машинному.

    2) Трансляция программы, составленной на исходном языке, в объектный модуль. Осуществляется компилятором.

    Компилировать -- проводить трансляцию машинной программы с проблемно-ориентированного языка на машинно-ориентированный язык.

    Виды компиляторов:

    1) Векторизующий . Транслирует исходный код в машинный код компьютеров, оснащённых векторным процессором.

    2) Гибкий. Составлен по модульному принципу, управляется таблицами и запрограммирован на языке высокого уровня или реализован с помощью компилятора компиляторов.

    3) Диалоговый.

    4) Инкрементальный. Повторно транслирует фрагменты программы и дополнения к ней без перекомпиляции всей программы.

    5) Интерпретирующий (пошаговый). Последовательно выполняет независимую компиляцию каждого отдельного оператора (команды) исходной программы.

    6) Компилятор компиляторов. Транслятор, воспринимающий формальное описание языка программирования и генерирующий компилятор для этого языка.

    7) Отладочный. Устраняет отдельные виды синтаксических ошибок.

    8) Резидентный. Постоянно находится в основной памяти и доступен для повторного использования многими задачами.

    9) Самокомпилируемый. Написан на том же языке, с которого осуществляется трансляция.

    10) Универсальный. Основан на формальном описании синтаксиса и семантики входного языка. Составными частями такого компилятора являются: ядро, синтаксический и семантический загрузчики.

    Виды компиляции:

    1) Пакетная . Компиляция нескольких исходных модулей в одном пункте задания.

    2) Построчная.

    3) Условная. Компиляция, при которой транслируемый текст зависит от условий, заданных в исходной программе. Так, в зависимости от значения некоторой константы, можно включать или выключать трансляцию части текста программы.

    Структура компилятора.

    Процесс компиляции состоит из следующих этапов:

    1) Лексический анализ. На этом этапе последовательность символов исходного файла преобразуется в последовательность лексем.

    2) Синтаксический (грамматический) анализ. Последовательность лексем преобразуется в дерево разбора.

    3) Семантический анализ. Дерево разбора обрабатывается с целью установления его семантики (смысла) -- например, привязка идентификаторов к их декларациям, типам, проверка совместимости, определение типов выражений и т. д. Результат обычно называется «промежуточным представлением/кодом», и может быть дополненным деревом разбора, новым деревом, абстрактным набором команд или чем-то ещё, удобным для дальнейшей обработки.

    4) Оптимизация. Выполняется удаление излишних конструкций и упрощение кода с сохранением его смысла. Оптимизация может быть на разных уровнях и этапах -- например, над промежуточным кодом или над конечным машинным кодом.

    5) Генерация кода. Из промежуточного представления порождается код на целевом языке.

    В конкретных реализациях компиляторов эти этапы могут быть разделены или совмещены в том или ином виде.

    Трансляция и компоновка.

    Важной исторической особенностью компилятора, отражённой в его названии (англ. compile -- собирать вместе, составлять), являлось то, что он мог производить и компоновку (то есть содержал две части -- транслятор и компоновщик). Это связано с тем, что раздельная компиляция и компоновка как отдельная стадия сборки выделились значительно позже появления компиляторов. В связи с этим, вместо термина «компилятор» иногда используют термин «транслятор» как его синоним: либо в старой литературе, либо когда хотят подчеркнуть его способность переводить программу в машинный код (и наоборот, используют термин «компилятор» для подчёркивания способности собирать из многих файлов один).

    Интерпретаторы.

    Интерпретатор (языка программирования) --

    1) Программа или техническое средство, выполняющее интерпретацию.

    2) Вид транслятора, осуществляющего пооператорную (покомандную) обработку и выполнение исходной программы или запроса (в отличие от компилятора, транслирующего всю программу без её выполнения).

    3) Программа (иногда аппаратное средство), анализирующая команды или операторы программы и тут же выполняющая их.

    4) Языковый процессор, который построчно анализирует исходную программу и одновременно выполняет предписанные действия, а не формирует на машинном языке скомпилированную программу, которая выполняется впоследствии.

    Типы интерпретаторов.

    Простой интерпретатор анализирует и тут же выполняет (собственно интерпретация) программу покомандно (или построчно), по мере поступления её исходного кода на вход интерпретатора. Достоинством такого подхода является мгновенная реакция. Недостаток -- такой интерпретатор обнаруживает ошибки в тексте программы только при попытке выполнения команды (или строки) с ошибкой.

    Интерпретатор компилирующего типа -- это система из компилятора, переводящего исходный код программы в промежуточное представление, например, в байт-код или p-код, и собственно интерпретатора, который выполняет полученный промежуточный код (так называемая виртуальная машина). Достоинством таких систем является большее быстродействие выполнения программ (за счёт выноса анализа исходного кода в отдельный, разовый проход, и минимизации этого анализа в интерпретаторе). Недостатки -- большее требование к ресурсам и требование на корректность исходного кода. Применяется в таких языках, как Java, PHP, Python, Perl (используется байт-код), REXX (сохраняется результат парсинга исходного кода), а также в различных СУБД (используется p-код).

    В случае разделения интерпретатора компилирующего типа на компоненты получаются компилятор языка и простой интерпретатор с минимизированным анализом исходного кода. Причём исходный код для такого интерпретатора не обязательно должен иметь текстовый формат или быть байт-кодом, который понимает только данный интерпретатор, это может быть машинный код какой-то существующей аппаратной платформы. К примеру, виртуальные машины вроде QEMU, Bochs, VMware включают в себя интерпретаторы машинного кода процессоров семейства x86.

    Некоторые интерпретаторы (например, для языков Лисп, Scheme, Python, Бейсик и других) могут работать в режиме диалога или так называемого цикла чтения-вычисления-печати (англ. read-eval-print loop, REPL). В таком режиме интерпретатор считывает законченную конструкцию языка (например, s-expression в языке Лисп), выполняет её, печатает результаты, после чего переходит к ожиданию ввода пользователем следующей конструкции.

    Уникальным является язык Forth, который способен работать как в режиме интерпретации, так и компиляции входных данных, позволяя переключаться между этими режимами в произвольный момент, как во время трансляции исходного кода, так и во время работы программ.

    Следует также отметить, что режимы интерпретации можно найти не только в программном, но и аппаратном обеспечении. Так, многие микропроцессоры интерпретируют машинный код с помощью встроенных микропрограмм, а процессоры семейства x86, начиная с Pentium (например, на архитектуре Intel P6), во время исполнения машинного кода предварительно транслируют его во внутренний формат (в последовательность микроопераций).

    Алгоритм работы простого интерпретатора:

    2. проанализировать инструкцию и определить соответствующие действия;

    3. выполнить соответствующие действия;

    4. если не достигнуто условие завершения программы, прочитать следующую инструкцию и перейти к пункту 2.

    Достоинства и недостатки интерпретаторов.

    Достоинства:

    1) Большая переносимость интерпретируемых программ -- программа будет работать на любой платформе, на которой есть соответствующий интерпретатор.

    2) Как правило, более совершенные и наглядные средства диагностики ошибок в исходных кодах.

    3) Упрощение отладки исходных кодов программ.

    4) Меньшие размеры кода по сравнению с машинным кодом, полученным после обычных компиляторов.

    Недостатки:

    1) Интерпретируемая программа не может выполняться отдельно без программы-интерпретатора. Сам интерпретатор при этом может быть очень компактным.

    2) Интерпретируемая программа выполняется медленнее, поскольку промежуточный анализ исходного кода и планирование его выполнения требуют дополнительного времени в сравнении с непосредственным исполнением машинного кода, в который мог бы быть скомпилирован исходный код.

    3) Практически отсутствует оптимизация кода, что приводит к дополнительным потерям в скорости работы интерпретируемых программ.

    Компоновщик.

    Компоновщик (также редактор связей, линкер) -- программа, которая производит компоновку -- принимает на вход один или несколько объектных модулей и собирает по ним исполнимый модуль.

    Для связывания модулей компоновщик использует таблицы имён, созданные компилятором в каждом из объектных модулей. Такие имена могут быть двух типов:

    1) Определённые или экспортируемые имена -- функции и переменные, определённые в данном модуле и предоставляемые для использования другим модулям.

    2) Неопределённые или импортируемые имена -- функции и переменные, на которые ссылается модуль, но не определяет их внутри себя.

    Работа компоновщика заключается в том, чтобы в каждом модуле разрешить ссылки на неопределённые имена. Для каждого импортируемого имени находится его определение в других модулях, упоминание имени заменяется на его адрес.

    Компоновщик обычно не выполняет проверку типов и количества параметров процедур и функций. Если надо объединить объектные модули программ, написанные на языках со строгой типизацией, то необходимые проверки должны быть выполнены дополнительной утилитой перед запуском редактора связей.

    Ассемблер.

    Ассемблер (от англ. assembler -- сборщик) -- компьютерная программа, компилятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

    Как и сам язык (ассемблера), ассемблеры, как правило, специфичны конкретной архитектуре, операционной системе и варианту синтаксиса языка. Вместе с тем существуют мультиплатформенные или вовсе универсальные (точнее, ограниченно-универсальные, потому что на языке низкого уровня нельзя написать аппаратно-независимые программы) ассемблеры, которые могут работать на разных платформах и операционных системах. Среди последних можно также выделить группу кросс-ассемблеров, способных собирать машинный код и исполняемые модули (файлы) для других архитектур и ОС.

    Ассемблирование может быть не первым и не последним этапом на пути получения исполняемого модуля программы. Так, многие компиляторы с языков программирования высокого уровня выдают результат в виде программы на языке ассемблера, которую в дальнейшем обрабатывает ассемблер. Также результатом ассемблирования может быть не исполняемый, а объектный модуль, содержащий разрозненные и непривязанные друг к другу части машинного кода и данных программы, из которого (или из нескольких объектных модулей) в дальнейшем с помощью программы-компоновщика («линкера») может быть скомпонован исполнимый файл.

    Отладчик или дебаггер является модулем среды разработки или отдельным приложением, предназначенным для поиска ошибок в программе. Отладчик позволяет выполнять пошаговую трассировку, отслеживать, устанавливать или изменять значения переменных в процессе выполнения программы, устанавливать и удалять контрольные точки или условия остановки и т. д.

    Список отладчиков.

    1) AQtime -- коммерческий отладчик для приложений, созданных для.NET Framework версии 1.0, 1.1, 2.0, 3.0, 3.5 (включая ASP.NET приложения), а также для Windows 32- и 64-битных приложений.

    2) DTrace -- фреймворк динамической трассировки для Solaris, OpenSolaris, FreeBSD, Mac OS X и QNX.

    3) Electric Fence -- отладчик памяти.

    4) GNU Debugger (GDB) -- отладчик программ от проекта GNU.

    5) IDA -- мощный дизассемблер и низкоуровневый отладчик для операционных систем семейства Windows и Linux.

    6) Microsoft Visual Studio -- среда разработки программного обеспечения, включающая средства отладки от корпорации Microsoft.

    7) OllyDbg -- бесплатный низкоуровневый отладчик для операционных систем семейства Windows.

    8) SoftICE -- низкоуровневый отладчик для операционных систем семейства Windows.

    9) Sun Studio -- среда разработки программного обеспечения, включающая отладчик dbx для ОС Solaris и Linux, от корпорации Sun Microsystems.

    10) Dr. Watson -- стандартный отладчик Windows, позволяет создавать дампы памяти.

    11) TotalView -- один из коммерческих отладчиков для UNIX.

    12) WinDbg -- бесплатный отладчик от корпорации Microsoft.

    Генератор документации -- программа или пакет программ, позволяющая получать документацию, предназначенную для программистов (документация на API) и/или для конечных пользователей системы, по особым образом комментированному исходному коду и, в некоторых случаях, по исполняемым модулям (полученным на выходе компилятора).

    Обычно генератор анализирует исходный код программы, выделяя синтаксические конструкции, соответствующие значимым объектам программы (типам, классам и их членам/свойствам/методам, процедурам/функциям и т. п.). В ходе анализа также используется мета-информация об объектах программы, представленная в виде документирующих комментариев. На основе всей собранной информации формируется готовая документация, как правило, в одном из общепринятых форматов -- HTML, HTMLHelp, PDF, RTF и других.

    Документирующие комментарии.

    Документирующий комментарий -- это особым образом оформленный

    Программного обеспечения. Строго говоря, определение прикладного ПО включает в себя определение инструментального, поэтому инструментальное ПО можно считать обособленным подклассом прикладного ПО.

    Системы программирования

    • ассемблеры - компьютерные программы, осуществляющие преобразование программы в форме исходного текста на языке ассемблера в машинные команды в виде объектного кода.
    • трансляторы - программы или технические средства, выполняющие трансляцию программы.
      • компиляторы - Программы, переводящие текст программы на языке высокого уровня, в эквивалентную программу на машинном языке.
      • интерпретаторы - Программы (иногда аппаратные средства), анализирующие команды или операторы программы и тут же выполняющие их
    • компоновщики (редакторы связей) - программы, которые производят компоновку - принимают на вход один или несколько объектных модулей и собирают по ним исполнимый модуль.
    • препроцессоры исходных текстов - это компьютерные программы, принимающие данные на входе и выдающие данные, предназначенные для входа другой программы, например, такой, как компилятор
    • Отла́дчик (debugger) - является модулем среды разработки или отдельным приложением, предназначенным для поиска ошибок в программе.
    • текстовые редакторы - компьютерные программы, предназначенные для создания и изменения текстовых файлов, а также их просмотра на экране, вывода на печать, поиска фрагментов текста и т. п.
      • специализированные редакторы исходных текстов - текстовые редакторы для создания и редактирования исходного кода программ. Специализированный редактор исходных текстов может быть отдельным приложением, или быть встроен в интегрированную среду разработки (IDE).
    • библиотеки подпрограмм - сборники подпрограмм или объектов, используемых для разработки программного обеспечения.
    • Редакторы графического интерфейса

    Перечисленные инструменты могут входить в состав интегрированных сред разработки

    Виды инструментального ПО

    • Профилировщики
    • Средства анализа покрытия кода
    • Средства непрерывной интеграции
    • Средства автоматизированного тестирования
    • и др.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Инструментальное программное обеспечение" в других словарях:

      Программное обеспечение, используемое в ходе разработки, корректировки или развития других программ: редакторы, компиляторы, отладчики, вспомогательные системные программы, графические пакеты и др. По английски: Software tools Синонимы:… … Финансовый словарь

      инструментальное программное обеспечение - поддерживающие программные средства поддерживающие средства программного обеспечения — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Параллельные тексты EN RU The configuration options for all… … Справочник технического переводчика

      инструментальное программное обеспечение робота - Программное обеспечение, предназначенное для автоматизации разработки компонент программного обеспечения робота … Политехнический терминологический толковый словарь

      Комплекс программ: обеспечивающих обработку или передачу данных; предназначенных для многократного использования и применения разными пользователями. По видам выполняемых функций программное обеспечение подразделяется на системное, прикладное и… … Финансовый словарь

      Запрос «Software» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

      Запрос «Software» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Программное обеспечение (произношение обеспечение не рекомендуется, точнее, не рекомендовалось) наряду с аппаратными средствами, важнейшая составляющая информационных … Википедия

      ГОСТ Р 51904-2002: Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию - Терминология ГОСТ Р 51904 2002: Программное обеспечение встроенных систем. Общие требования к разработке и документированию оригинал документа: 3.1 алгоритм: Конечное множество четко определенных правил, которые задают последовательность действий … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      инструментальное средство - 3.17 инструментальное средство: Компьютерная программа, используемая как средство разработки, тестирования, анализа, производства или модификации других программ или документов на них.

    1. Классификация программного обеспечения

    Назначением ЭВМ является выполнение программ. Программа содержит команды, определяющие порядок действии компьютера. Совокупность программ для компьютера образует программное обеспечение (ПО) . По функциональному признаку различают системное и прикладное программное обеспечение.

    В первом приближении все программы, работающие на компьютере, можно условно разделить на три категории (смотри рисунок) :

    1. прикладные программы , непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых пользователям работ;

    2. системные программы , выполняющие различные вспомогательные функции, например:

      управление ресурсами компьютера;

      создание копий используемой информации;

      проверка работоспособности устройств компьютера;

      выдача справочной информации о компьютере и др.;

    3. инструментальные программные системы , облегчающие процесс создания новых программ для компьютера.

    При построении классификации ПО нужно учитывать тот факт, что стремительное развитие вычислительной техники и расширение сферы приложения компьютеров резко ускорили процесс эволюции программного обеспечения.

    Если раньше можно было по пальцам перечислить основные категории ПО - операционные системы, трансляторы, пакеты прикладных программ, то сейчас ситуация коренным образом изменилась.

    Развитие ПО пошло как вглубь (появились новые подходы к построению операционных систем, языков программирования и т.д.), так и вширь (прикладные программы перестали быть прикладными и приобрели самостоятельную ценность).

    Соотношение между требующимися программными продуктами и имеющимися на рынке меняется очень быстро. Даже классические программные продукты, такие, как операционные системы, непрерывно развиваются и наделяются интеллектуальными функциями, многие из которых ранее относились только к интеллектуальным возможностям человека.

    Кроме того, появились нетрадиционные программы, классифицировать которые по устоявшимся критериям очень трудно, а то и просто невозможно, как, например, программа - электронный собеседник.

    На сегодняшний день можно сказать, что более или менее определённо сложились следующие группы программного обеспечения:

      операционные системы и оболочки;

      системы программирования (трансляторы, библиотеки подпрограмм, отладчики и т.д.);

      инструментальные системы;

      интегрированные пакеты программ;

      динамические электронные таблицы;

      системы машинной графики;

      системы управления базами данных (СУБД);

      прикладное программное обеспечение.

    Структура программного обеспечения показана на рисунке . Разумеется, эту классификацию нельзя считать исчерпывающей, но она более или менее наглядно отражает направления совершенствования и развития программного обеспечения.

    Операционная система (ОС) -система программ, предназначенная для управления устройствами ЭВМ, управления обработкой и хранением данных, обеспечения пользовательского интерфейса.

    Операционная система обычно хранится во внешней памяти компьютера - на диске. При включении компьютера она считывается с дисковой памяти и размещается в ОЗУ.
    Этот процесс называется загрузкой операционной системы.

    В функции операционной системы входит:

    Осуществление диалога с пользователем;
    ввод-вывод и управление данными;
    планирование и организация процесса обработки программ;
    распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
    запуск программ на выполнение;
    всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
    передача информации между различными внутренними устройствами;
    программная поддержка работы периферийных устройств (дисплея, клавиатуры, дисковых накопителей, принтера и др.).

    В зависимости от количества одновременно обрабатываемых задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:

    1. однопользовательские однозадачные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;

    2. однопользовательские однозадачные с фоновой печатью , которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объёмов информации на печать;

    3. однопользовательские многозадачные , которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, к одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на "свою" задачу;

    4. многопользовательские многозадачные , позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Эти ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.

    В различных моделях компьютеров используют операционные системы с разной архитектурой и возможностями. Для их работы требуются разные ресурсы. Они предоставляют разную степень сервиса для программирования и работы с готовыми программами.

    Операционная система для персонального компьютера, ориентированного на профессиональное применение, должна содержать следующие основные компоненты:

    Программы управления вводом/выводом;
    программы, управляющие файловой системой и планирующие задания для компьютера;
    процессор командного языка, который принимает, анализирует и выполняет команды, адресованные операционной системе.
    Каждая операционная система имеет свой командный язык, который позволяет пользователю выполнять те или иные действия:
    обращаться к каталогу;
    выполнять разметку внешних носителей;
    запускать программы;
    ... другие действия.

    Анализ и исполнение команд пользователя, включая загрузку готовых программ из файлов в оперативную память и их запуск, осуществляет командный процессор операционной системы.

    Для управления внешними устройствами компьютера используются специальные системные программы - драйверы. Драйверы стандартных устройств образуют в совокупности базовую систему ввода-вывода (BIOS), которая обычно заносится в постоянное ЗУ компьютера.

    Современные операционные системы для ПЭВМ отличаются друг от друга, прежде всего ориентацией на машины определенного класса, поддерживаемыми ими режимами обработки, предоставляемыми сервисными возможностями. Примерами ОС для ПЭВМ являются СР/М, MS DOS, OS/2 Warp (IBM), Windows 95 (Microsoft).

    Инструментальные программные средства - это программы, которые используются в ходе разработки, корректировки или развития других прикладных или системных программ.

    По своему назначению они близки системам программирования. К инструментальным программам, например, относятся:

      редакторы;

      средства компоновки программ;

      отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;

      вспомогательные программы, реализующие часто используемые системные действия;

      графические пакеты программ и т.п.

    Инструментальные программные средства могут оказать помощь на всех стадиях разработки ПО.